2015 ДОКЛАДЫ АН ВШ РФ июль–сентябрь ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК 519.242.5 ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ МАТРИЦЫ ТРАНСПОРТНЫХ КОРРЕСПОНДЕНЦИЙ 1Сибирский государственный университет путей сообщения 2Новосибирский государственный технический университет В. <...> Косолапов1 Задача планирования наблюдений для оценки транспортных корреспонденций рассматривается как задача распределения ресурса на узлах транспортной сети. <...> Транспортная сеть представляется как граф, вершины которого ассоциированы с узлами транспортной сети, а дуги – с возможными путями сообщений. <...> Задача распределения ресурса для наблюдения решается с применением методов оптимального планирования эксперимента. <...> Модель наблюдения предполагает фиксацию количества переходов транспортных средств из одной вершины транспортного графа в другую. <...> Данная модель описывается цепью Маркова с дискретным временем. <...> Матрица переходных вероятностей цепи оценивается на основе наблюдений за цепью в дискретные моменты времени. <...> Для оценки переходных вероятностей используется метод максимального правдоподобия в предположении, что марковская цепь стационарна. <...> Строится информационная матрица Фишера для предлагаемой модели наблюдений. <...> Решение задачи планирования приводится в общем аналитическом виде. <...> Предлагается интерпретация для задачи подсчета интенсивности транспорта и некоторые рекомендации для использования результатов в практических целях. <...> Ключевые слова: транспортная сеть, матрица корреспонденции, марковские цепи, задача планирования эксперимента, оценка матриц переходных вероятностей по агрегированным данным. <...> DOI: 10.17212/1727-2769-2015-3-109-116 Введение Матрица корреспонденции является фундаментальной характеристикой транспортной сети, поскольку она определяет общий объем транспортного потока. <...> Поэтому задача оценки матрицы корреспонденции является важнейшей задачей для исследования транспортной сети и транспортных потоков [1]. <...> Один <...>