О памятнике древнерусской литературы («Слово о полку Игореве»)1 К аждый народ, независимо от своей численности, имеет свою культуру, свою литературу, ис торию и выработанный веками свод законов, принятых в обществе. <...> Одна ко духовные устои, мораль и этика у всех народов в основном одни и те же. <...> Литература составляет высшую степень проявления духовности наро да, концентрирующей и передающей основные этические нормы следую щим поколениям. <...> Литература — это своеобразный кодекс чести народа, за шифрованный в литературных персо нажах. <...> Русский и рутульский народы имели давние контакты, отражённые ещё в великом памятнике древнерусской литературы — «Слове о полку Игоре ве», посвящённом походу князя Игоря на половцев в 1185 году. <...> К анализу и толкованию многих «тём ных мест» в тексте «Слова…» обраща лись, начиная с конца XVIII века, А. Мусин <...> Так, в первоначальном древнерусском тексте содержатся такие слова: «Теми тресну земля, и многы страны – Хинова, Литва, Ятвязи, Деремела, и половци сулици своя повръгоша,… <...> ». И далее: «Ярославна рано плачетъ Въ Путивле на забрале, аркучи: «О ветре, ветрило! <...> .» В тексте ещё — «Два солнца померко ста, оба багряная стлыпа погасоста. и съ нимъ молодая месяца, Олег и Святослав тьмою ся поволокоста. <...> На реце на Каяле тьма свет покрыла: по руской земли прострошася полов цы, аки пардуже гнездо, и въ море по грузиста, и великое буйство подасть хинови». <...> Так может поступить только тот, кто уверен, что Хинов всем известен в тот период, когда создавал ся шедевр древнерусской литературы. <...> Представители борчинскохновского диалекта рутульского языка живут в рутульском селении Хнов на терри тории современного Дагестана в Ах Светлана МАХМУДОВА, заведующая кафедрой дагестанских языков филологического факультета ДГУ, профессор, доктор филологических наук, г. Махачкала 31 1 Редакция не всегда может быть согласна с мнением автора. <...> РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 1’2014 Диалог <...>