И.С. Гаджиев «Вопросы моделирования аэрозольного загрязнения атмосферы автотранспортом» УДК 504.3.054 И.С. Гаджиев (Азербайджанское национальное агентство, Баку) E-mail: asadzade@rambler.ru ВОПРОСЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ АЭРОЗОЛЬНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ АВТОТРАНСПОРТОМ Предложена новая модель аэрозольного загрязнения атмосферы автотранспортом, в которой учитывается наличие выхлопных аэрозолей в составе фракции PM2,5. <...> Предложен метод оптимизации качественной структуры организации автотранспорта, заключающийся в оптимизации по процедуре линейного программирования функционала цели, являющегося линейной комбинацией частотностей появления легкого и тяжелого автотранспорта с учетом их загруженности. <...> Предложены два подхода при решении задачи оптимизации по предложенному методу. <...> Хорошо известно, что автотранспорт является одним из основных причин загрязнения атмосферы аэрозолем. <...> При этом, как сообщается в работе [1], до сих пор остается малоисследованным вопрос о механическом образовании аэрозолей из-за абразивного процесса трения шин в дорожном движении. <...> Вместе с тем в ряде эпидемиологических исследований [2 – 4] указано, что частотность появления сердечно-сосудистых и легочных болезней прямо зависит от концентрации аэрозольных частиц в воздухе с аэродинамическим диаметром менее 10 мкм. <...> В связи с этим во многих государствах принята санитарная норма концентрации таких аэрозолей в пределах 20… <...> При этом следует иметь в виду, что эмиссия в атмосферу аэрозольных частиц происходит не только за счет сжигания топлива, но и из-за абразивного износа шин, тормозных колодок и дорожного покрытия. <...> Исследования, описанные в [1], охватывают две категории автомашин – легкого транспорта длиной менее 6 м и тяжелых грузовых автомобилей длиной более 6 м. <...> Было принято, что аэрозоль типа РМ1 включает частицы, содержащиеся только в выхлопных газах (это частицы аэрозоля с аэродинамическим диаметром менее 1 мкм), а измеренная сумма <...>