Ф¨РСТЕР, профессор педагогики Венского университета М * Глава из книги «Школа и характер». <...> Это не только классический академический профес сор, получивший докторскую степень за анализ эволюции этики Канта, но и по настоящему честный учёный, который в своих научных трудах вышел за преде лы кабинетной науки, активно полеми зируя с германским милитаризмом и нарождающимся националсоциализ мом. <...> Предлагаемый вашему вниманию фрагмент из педагогического труда Ф.В. Фёрстера, написанного им в преддверии Первой мировой войны 49 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2’2014 Актуальное наследие в 1910 г., хорошо демонстрирует ту тревогу, с которой исследователь опи сывает складывающееся утилитарное отношение к образованию как к раз витию исключительно интеллекту альной сферы учащихся. <...> Мы говорим о прогрессе самоуве реннее, чем все предшествовавшие нам поколения; мы опьяняемся мощ ными триумфами науки и техники, но забываем спросить себя, не обнару живаем ли мы застоя или даже попят ного движения в самом важном: в гос подстве человека над естественными силами своей внутренней природы, во власти личности над жизнью и судьбой. <...> Чем больше мы овладеваем миром материальных благ с его со блазнами, его неугомонностью и его неистощимым возбуждением всё но вых потребностей, тем настоятельней становится необходимость значитель ного укрепления и углубления духов ной стороны нашей природы. <...> Мы теперь точно сыновья богатого дома, которые беззаботно продают капитал КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2’2014 Ф. <...> Морально-педагогические проблемы школьной жизни прошлого, не имея ни малейшего представления о моральных условиях и подготовке их блестящего обеспече ния. <...> Такто и мы пользуемся техниче ской культурой, но упускаем из вида планомерную дальнейшую заботу о её нравственных условиях, забываем, до какой степени высокоразвитая ко операция современной хозяйствен ной жизни <...>