П роблеме «трудных» подростков посвящено огромное количест во исследований — медицин ских, психологических и педагогичес ких, поэтому данная статья будет по священа практическому опыту работы всего педагогического коллектива московской школы № 521 в целом и роли в этой работе классного руко водителя в частности. <...> «Трудные» дети — это те, чьё поведение отклоняется от общих стандартов и норм. <...> Опыт показывает, что подросток, который не умеет общаться и сотрудничать, может так «затруднить» жизнь себе и окружа ющим, что могут понадобиться усилия уже не только родителей и учителей, но и медиков, и работников правоохра нительных органов. <...> Вопервых, они связаны с психофизио логическими расстройствами — гипер активностью, гормональным дисба лансом подросткового возраста и дру гими. <...> Эти причины мы должны обяза тельно учитывать, хотя бы для осозна ния важной мысли: ребёнок не всегда может измениться, он таков, какой он есть. <...> Вовторых, это причины социального и психологического характера: незавершённость процесса форми рования личности, отрицательное влияние семьи и бли жайшего окружения, зависимость подростка от требова ний, норм и ценностей группы, к кото рой он принадлежит. <...> Девиантное поведение может быть средством самоутверждения, протес том против действительности или тре бований взрослых. <...> Задача наша — не требовать от ребёнка взвешенных ре шений опытного, взрослого человека, а помочь формированию личности, сплотить классный коллектив так, чтобы все дети смогли чувствовать се бя в нём комфортно, понимали бы и принимали требования, которые к ним предъявляет общество. <...> Какие симптомы поведения ребёнка должны нас насторожить? <...> Но если эти и другие расстройства со храняются длительное время, это уже отклонение от нормы; то же относится к колебаниям в по ведении и в эмоциональном состоянии детей; Мария КАРЛОВА, заместитель директора по воспитательной <...>