№ 3 А.Е. Щегловитов ФЕНОМЕН МАНИПУЛИРОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЛИЯНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ В статье рассматривается феномен информационного влияния в качестве формы коммуникации, анализируются основные научные подходы к исследованию такого метода информационного влияния, как манипулирование. <...> Соотносятся понятия «манипуляция» и «манипулирование», определяются технологии и средства манипулирования, обосновывается их значимость для осуществления управленческого воздействия в политической сфере. <...> Ключевые слова: политическое управление, информационное влияние, коммуникационное воздействие, политическая коммуникация, массовая коммуникация, формирование общественного мнения, манипуляция, манипулирование, манипулирование сознанием, манипулятивное управленческое воздействие. <...> Проблема информационного влияния рассматривается в науке в рамках подходов к методам и технологиям коммуникационного воздействия, с помощью которых коммуникатор формирует общественное мнение и стереотипы в сознании индивидов. <...> Если благодаря такому воздействию поведение объекта коммуникации удается изменить, то действия субъекта коммуникации и рассматриваются как влияние. <...> Методы и технологии влияния могут оказывать на массы воздействие как открытого, так и скрытого характера. <...> Среди способов воздействия выделяют искажение информации, распространение слухов, оказание влияния на психику человека. <...> Липпман в своих исследованиях полагал, что основной механизм, формирующий общественное мнение, — это стереотип, упрощающий реальность и облегчающий бытие1. <...> Восприятие и переработка индивидом информации зависит от его психологических особенностей, поэтому ученые отдельно рассматривают методы убеждения, влияющие на разум объекта, и методы внушения, с помощью которого происходит обращение к эмоциям и чувствам аудитории. <...> На основании данного комплексного подхода к процессам коммуникационного воздействия <...>