Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки.

Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. №3 2013 (120,00 руб.)

0   0
Страниц128
ID294203
АннотацияЖурнал публикует статьи по теории, методологии и истории различных отраслей политической науки; результаты прикладных исследований российского и мирового политического процесса; учебно-методические материалы для преподавателей и студентов, изучающих политологию; библиографические обзоры и рецензии; информацию о круглых столах и конференциях. Страницы журнала открыты для дискуссионных материалов, поэтому его содержание необязательно отражает точку зрения учредителей и редакционной коллегии. Авторы несут ответственность за подбор и достоверность приведенных фактов, цитат, экономико-статистических данных, имен собственных, географических названий и иных сведений, а также за использование данных, не предназначенных для открытой печати
Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. : Научный журнал .— Москва : Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Издательский Дом) .— 2013 .— №3 .— 128 с. — URL: https://rucont.ru/efd/294203 (дата обращения: 03.05.2024)

Также для выпуска доступны отдельные статьи:
В. И. ВЕРНАДСКИЙ - СОЗДАТЕЛЬ УЧЕНИЯ О НООСФЕРЕ / Козиков (60,00 руб.)
МЕСТО И РОЛЬ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ / Ковалев (60,00 руб.)
ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ НА ОЦЕНКУ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В РЕГИОНАХ РОССИИ / Ахременко (60,00 руб.)
ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ДЕМОКРАТИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ / Шестопал (60,00 руб.)
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ, БЕЛАРУСИ И ПОЛЬШИ / Василенко (60,00 руб.)
ЛЕГИТИМНОСТЬ ПРИВАТИЗАЦИИ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ / Бутырин (60,00 руб.)
ЛИБЕРАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА В ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ ЕВРОПЫ В XVIII-XIX ВВ. / Карипов (60,00 руб.)
КОНЦЕПТЫ "РЕГИОН" И "ТЕРРИТОРИЯ" В СТРУКТУРЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / Логинов (60,00 руб.)
ФЕНОМЕН МАНИПУЛИРОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЛИЯНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ / Щегловитов (60,00 руб.)
ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ПО ПОЛИТОЛОГИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО КЛАССИЧЕСКОМУ УНИВЕРСИТЕТСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ / Алексеева (60,00 руб.)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ВЕРНАДСКИЙ – СОЗДАТЕЛЬ УЧЕНИЯ О НООСФЕРЕ Статья посвящена социально-политическим аспектам учения В.И. Вернадского о ноосфере. <...> Ключевые слова: научное мировоззрение, ноосфера, учение о ноосфере, социальные аспекты ноосферы. <...> Именно в это время он и стал активно заниматься ноосферой и поисками новых форм социальной организации человечества, разработкой его ноосферной формы как альтернативной капитализму и реальному социализму. <...> Раскрывая роль науки как решающего фактора становления ноосферы в этом процессе, Вернадский рассматривал эту роль и как фактор влияния на социальные изменения. <...> «В многотысячелетней исторической трагедии, — писал В.И. Вернадский, — для масс населения полной крови, страданий, преступлений, нищеты, тяжёлых условий жизни, которые мы называем всемирной историей, многократно возникал вопрос о лучшем устройстве жизни и о способах, которыми можно этого достигнуть. <...> 3 Анализируя развитие социальной научной мысли, её искания, Вернадский был неудовлетворен исследованиями проблем исторического прогресса человечества, его социальной эволюции, проблем ноосферизации, переживаемого «исторического момента — превращения биосферы в ноосферу». <...> Особенно он был неудовлетворен развитием знаний в период формирования у него представлений о роли науки в осмыслении процессов становления ноосферы. <...> 5 у человечества ни в государственном, ни в планетарном масштабе организованных исследований его ноосферизации. <...> Однако проблемы становления ноосферного общества требуют усиления регулирующей, организующей роли государства в развитии науки. <...> В-третьих, В.И. Вернадский предлагал организовать международные исследования проблем перехода биосферы в ноосферу. <...> В-пятых, он предлагал осуществить «государственное объединение усилий человечества» для решения практических проблем перехода биосферы в ноосферу. <...> Раскрывая естественные основы становления ноосферы, В.И. Вернадский вместе с тем <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_12._Политические_науки.__№3_2013_(1).pdf
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2013. № 3 К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И. ВЕРНАДСКОГО И.А. Козиков В.И. ВЕРНАДСКИЙ – СОЗДАТЕЛЬ УЧЕНИЯ О НООСФЕРЕ Статья посвящена социально-политическим аспектам учения В.И. Вернадского о ноосфере. Ключевые слова: научное мировоззрение, ноосфера, учение о ноосфере, социальные аспекты ноосферы. Анализ процесса формирования представлений В.И. Вернадского о ноосфере в её социальном аспекте позволяет сделать вывод о том, что побудительным моментом к рассмотрению этого аспекта была неудовлетворенность существующими общественными формами бытия человечества. Принимая идеалы социализма, он разочаровался в конкретной их реализации. Проводимые в стране в 1937–1938 годах повальные репрессии, в том числе и научных кадров, его отталкивали от существующего социализма, о чем он заявлял В.М. Молотову. Именно в это время он и стал активно заниматься ноосферой и поисками новых форм социальной организации человечества, разработкой его ноосферной формы как альтернативной капитализму и реальному социализму. Раскрывая роль науки как решающего фактора становления ноосферы в этом процессе, Вернадский рассматривал эту роль и как фактор влияния на социальные изменения. «В многотысячелетней исторической трагедии, — писал В.И. Вернадский, — для масс населения полной крови, страданий, преступлений, нищеты, тяжёлых условий жизни, которые мы называем всемирной историей, многократно возникал вопрос о лучшем устройстве жизни и о способах, которыми можно этого достигнуть. Человек не мирился с условиями своей жизни. В истории человечества мы видим многочисленные (а сколько их исчезло бесследно!) искания — философские, религиозные, художественные и научные. Тысячелетия во всех уголках, где существует человеческое общество, они создавались и создаются»1. 1 Вернадский В.И. Размышления натуралиста: В 2 кн. Кн. 2. Научная мысль как планетное явление. М., 1977. С. 27. 3
Стр.1
Анализируя развитие социальной научной мысли, её искания, Вернадский был неудовлетворен исследованиями проблем исторического прогресса человечества, его социальной эволюции, проблем ноосферизации, переживаемого «исторического момента — превращения биосферы в ноосферу». Его не устраивали утопические проекты и идеалы тем, что они были поверхностны, хотя он отмечал, что утопический социализм и коммунизм придавали большое значение науке в развитии общества. Признавая идеалы научного социализма, он отвергал революционные пути достижения этих идеалов, разрушительную суть революций, классовый подход к путям развития общества и практику социализма в их реализации. Например, в работе «Автотрофность человечества» (1940) Вернадский подвергал критике социалистическую мысль за недооценку науки в развитии общества: «Проблема, которая стоит в данный момент перед человечеством, перерастает социальную идеологию, выработанную социалистами и коммунистами всех школ, которые все упустили оживляющее значение науки, её социальное значение2. В дневнике 16 июня 1941 года он пишет: «В конце концов, великие идеи, “выросшие” в науке, искажаются. Надо пересмотреть с этой точки зрения Маркса; он ясно видел, что мысль человека создаёт производительную силу. Ещё больше и глубже это проявляется в ноосфере, но для этого необходимое условие — свобода мысли»3. В.И. Вернадский отвергал и либеральные проекты. Он был разочарован в демократии, основанной на индивидуалистских принципах, в определенных условиях порождающей хаос, дезорганизованность в обществе и борьбу в нём, мечтал об иной демократии, подобной той, которую видел в самой науке. Он не признавал обоснования капитализма в либеральных концепциях. Не принимал и анархизма, к которому, как он говорил, одно время был близок, «не видя возможности их (анархических государственников. — И.К.) проявления в реальности»4. Во всех концепциях о развитии общественно-политического развития человечества он видел отставание от реальной жизни. «Я, — писал он в дневнике в 1918 году, — ярко и сильно чувствую условность и мелочность обычных построений общественного и политического убеждений и необходимость и в этой области той же искренности, глубины и беспощадности мысли, какую я всегда считал истиной в научной области, научном искании». В 1925 году он даёт более общую оценку разработке социальной мысли: «Пока прогресс науки XIX и XX веков до сих пор имел лишь слабое влияние на современную социальную мысль... В современной 2 Он же. Открытия и судьбы. М., 1993. С. 480. 3 Он же. Из дневников 1941 года // Литературная газета. 1988. 16 марта. С. 13. 4 4 Он же. Открытия и судьбы... С. 246.
Стр.2
общественной и социальной конструкции человечество в большей степени управляется идеями, которые уже более не соответствуют реальности и выражают состояние ума и научного знания поколений, исчезнувших в прошлом»5. Особенно он был неудовлетворен развитием знаний в период формирования у него представлений о роли науки в осмыслении процессов становления ноосферы. Он отмечал, что научные исследования не соответствуют реальным процессам эволюции не только естественных условий, но и социальных условий эволюции человечества. «Исторический процесс — появление всемирной истории человечества — выявляется перед нами в одном, но основном своём следствии — как природное, огромного геологического значения явление. Это не учитывалось в истории научной мысли как неотделимый от неё основной её признак. До сих пор история человечества и история его духовных проявлений изучается как самодовлеющее явление, свободное и незакономерно проявляющееся на земной поверхности, в окружающей её среде, как нечто, ей чуждое. Социальные силы, в ней проявляющиеся, считаются в значительной степени свободными от среды, в которой идёт история человечества... среда эта — биосфера... сам человек и в его индивидуальном, и в его социальном проявлении теснейшим образом закономерно, материально-энергетически связан с биосферой; эта связь никогда не прерывается, пока человек существует, и ничем существенным не отличается от других биосферных явлений...»6. Разрабатывая проблемы ноосферы, Вернадский отмечал: «До сих пор историки, вообще учёные гуманитарных наук, а в известной мере и биологи, сознательно не считаются с законами природы биосферы — той земной оболочки, где может только существовать жизнь. Стихийно человек от неё неотделим. И эта неразрывность только теперь начинает перед нами точно выясняться»7. А между тем «история человечества, так же как жизнь каждой отдельной человеческой личности, не может быть оторвана и рассматриваема отдельно от среды»8. Он был неудовлетворен тем, что возникающие проблемы бытия человечества исследуются неглубоко, без учёта естественных основ эволюции социальной жизни, что в науке нет организованного поворота для глубокого исследования естественно-исторических проблем эволюции биосферы, её перехода в ноосферу. Он отмечал, что исследования этих проблем осуществляются стихийно. Они не стали предметом государственной политики, государственно организованными исследованиями. Нет 5 Он же. Открытия и судьбы... С. 167, 469. 6 Он же. Научная мысль как планетное явление. С. 32. 7 Он же. Химическое строение биосферы Земли и её окружения. М., 1965. С. 324. 8 Он же. Научная мысль... С. 37. 5
Стр.3