№ 1 А.А. Ширинянц РУССКОЕ ОБЩЕСТВО И ПОЛИТИКА В XIX ВЕКЕ: РЕВОЛЮЦИОННЫЙ НИГИЛИЗМ В статье рассматривается бытование термина «нигилизм» в европейской и российской мысли. <...> Основное внимание уделяется процессу становления российского нигилизма во второй половине XIX в. и конкретизации этого понятия в России. <...> Все русские радикально-демократические движения этого времени при всем разнообразии объединяет характерная черта — отрицание. <...> Поэтому, видимо, можно согласиться с теми, кто обозначает феномен русского интеллигентского радикализма просто как «нигилизм», отождествляя «русский нигилизм» с теорией и практикой революционного движения в пореформенной России. <...> Прежде всего, вслед за А.И. Новиковым отметим, что психологическая основа нигилизма — общечеловеческое свойство и потребность противодействия влиянию извне, отрицание внушения, принудительного навязывания личности социальных ролей, традиционных норм и ценностей, образцов поведения и общения; разочарование в них, разрыв с ними и стремление изменить. <...> Нигилизм как вид негативного умонастроения (наряду с пессимизмом и скептицизмом) выражает полное отрицание всего общепризнанного, исходящее из уверенности в абсолютной ложности отрицаемого. <...> Подобное умонастроение объективируется в социально-негативное поведение, идущее вразрез с институционализированными ожиданиями, т. е. ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри дан ной макроструктуры1 . <...> Исторические истоки нигилизма как особого умонастроения стары, европейская история слова — обширна. <...> Ф.К. Баадер (один из идеологов создания Священного союза трех монархов — русского, прусского и австрийского) в статье «О католицизме и протестантизме» (1824) и речи «О свободе интеллигенции» (1826), напротив, трактовал «нигилизм» как деструктивное для религии злоупотребление разумом, «аннигилирующее рационалистическое доктринерство». <...> Ксередине XIX в. нигилизм парадоксально заявил <...>