№ 4 А.А. Ширинянц ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ XIX В. <...> На основе сравнения интеллигенции и образованной среды определяются особенности формирования мировоззрения и мировосприятия российской интеллигенции и ее роль в политической истории этого периода. <...> «Соотнесенность с собой и со всем другим», «самосознание», «одушевленное, одухотворенное выражение»1 представляются глубинными основаниями интеллигенции, в неявной форме присутствующими и в социальнополитических характеристиках русской интеллигенции, при этом ничуть не способствующие строгости определения. <...> Этимология вряд ли объясняет содержательные характеристики русской интеллигенции. <...> «“Интеллигенция”, и в данном случае русская интеллигенция, — утверждал он, — состояла и состоит из людей высшей умственной и этической культуры, принадлежащих к разным лагерям, партиям и направлениям…»; их объединяет «1) Признание науки руководящей нитью при выработке своего миропонимания; 2) Сочувственное отношение ко всем высшим приобретениям культуры; 3) Требование гражданской свободы как для отдельной личности, так и для общества в его совокупности; 4) Демократизм общего настроения, вытекающий из искреннего интереса… к судьбе народа… <...> Быть интеллигентом в России — знак противостояния // Лит. газ. <...> Мифы об интеллигенции и историческая реальность // Русская интеллигенция. <...> В этой связи интересна характеристика русской интеллигенции человеком, пережившим радикальную «смену вех». <...> Как бы то ни было, но все, кто размышлял над проблемой интеллигенции, сходились в одном. <...> Чем менее практическая жизнь дает простора для деятельности, формулирует Чичерин мысль, по9 Бялый Ю. <...> Звезда или смерть российской интеллигенции // Россия ХХI. <...> Но и их вполне достаточно, чтобы убедиться в том, что российская интеллигенция XIX в. характеризуется не какой-то особой интеллектуальной, умственной деятельностью, а своеобразием мышления и сознания, которые в силу объективных <...>