Цыганков РУССКИЕ ЦЕННОСТИ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА Статья выделяет четыре основных комплекса в русской системе ценностей: духовный мессианизм, трансэтничность, справедливое государство и державность и анализирует их иерархию и возможности синтезирования в национальную идею. <...> Хотя время для активного продвижения внешней политики ценностей еще не пришло, пора задуматься над тем, что это за ценности, и способствовать созданию международных условий для их формулирования и реализации. <...> В российской системе ценностей можно выделить четыре основных комплекса: духовный мессианизм, трансэтничность, справедливое государство и державность, по-разному реализовывавшихся в истории страны. <...> Духовный мессианизм русских проявился уже в период возвышения московского княжества. <...> Вскоре после падения Византии под натиском турок московские князья стали предпринимать усилия по утверждению культурной самобытности. <...> Миссионерские амбиции русских активно проявились на протяжении всей русской истории как в политической практике, так и в русской мысли. <...> Русская идея свободы включает в себя свободу от национальноэтнических перегородок, ставших основой государствостроительства западно-европейских народов. <...> Русский народ формировался как объединенный трансэтнической идеей, как, например, православие, империя или коммунизм. <...> Однако ее корни едва ли находятся в русском характере и связаны прежде всего с нерешенностью вопроса иммиграции. <...> Третьей характерной русской ценностью было стремление к созданию ответственного государства, обеспечивающего справедливое распределение общественного продукта. <...> Подразумевалось, что госу93 дарь должен защитить своих подданных от произвола помещиков, губернаторов и прочих начальников. <...> В случае неспособности государя обеспечить справедливость, народ нередко спасался бегством в отдаленные районы страны или организовывал сопротивление. <...> При этом в русское определение справедливости <...>