В ПОИСКЕ НОВЫХ ПОДХОДОВ ПЕДАГОГИКА УДК 378 А.А. Вербицкий, Московский педагогический государственный университет Поспешай не торопясь Festina lente Император Август тания (образование как «образцевание»). <...> А расширенное воспроизводство означает обогащение наследуемой культуры новыми позитивными образцами, которые могут появиться только при условии, когда в школьном классе и студенческой аудитории преобладают процессы творчества, которые делают личность индивидуальностью («образование как творчество»). <...> Результатом является самовозрастание потенциала человека как неисчерпаемого источника обогащения многообразной культуры, процветания общества. <...> Московский педагогический государственный университет В настоящее время педагогическая общественность, родители школьников и студентов, сами обучающиеся и все общество находятся в ожидании смены подходов к решению проблем реформирования образования. <...> В этих условиях полезно подвести итоги прошлым реформам и наметить проблемные точки движения в будущее. <...> В настоящей корот© Вербицкий А.А., 2016 10 кой статье многого не скажешь, но попытаюсь наметить главные проблемные точки реформы. <...> Основная миссия светского образования состоит в наследовании и расширенном воспроизводстве культуры: духовной, социальной, интеллектуальной, технологической, физической. <...> Простое наследование организуется как репродуктивное овладение человеком существующими в этом обществе и в мире образцами культуры, которые и составляют содержание традиционного обучения и воспиВ процессе образования каждый обучающийся не только приобретает социальные и профессиональные компетенции, но и, что главное, формируется как активный член общества, патриот, гражданин своей страны. <...> Это означает, что образование представляет собой единство двух сторон одной «медали» – обучения и воспитания. <...> Нередко в научных публикациях, педагогическом обиходе, выступлениях служителей церкви, государственных <...>