Художник должен быть верен своему приз ванию, невзирая ни на какие обстоятельства. <...> Необычайный успех перемежался с подозрительностью властей («…чем больше он пел, тем больше сталкивал ся с сопротивлением, тем больше возникало всяких препятствий»). <...> Окуджава не уклады вался в стереотипы того времени: «Я пою ка кието грустные песни, в которых слышится некий сомнительный подтекст. <...> Печа тали меня с трудом, официально выступать мне не позволялось. <...> В 1961 году Окуджава вынужден покинуть «Литературную газету», так как ктото в ЦК партии недоволен тем, что какойто гитарист заведует отделом поэзии. <...> В 1962 году с трудом был принят в Союз писателей, с оговоркой, что «большинство этих песен не выражает настроений, дум, чаяний нашей героической молодежи». <...> Но что бы ни случилось в жизни, долг художника — слушать «музыку души» и не поступаться этим ни за какие дарованные блага: Ах, ничего, что всегда, как известно, Наша судьба — то гульба, то пальба… <...> Тема поэта, писателя, певца, его творче ства и особого места в культуре освещена и в стихах («Подмосковная фантазия»; «Про щайте, стихи, ваши строки и ваши намеки и струны.» <...> ; «Карандаш желает истину.», «Шарманка старая крутилась…» и др.), и в рассказах «Подозрительный инструмент» (1988) и «Гитарист» (1997). <...> В лирическом завещании Окуджавы — его последней пес не «Отъезд» (1994) — изображен молодой музыкант, поющий, «не покладая стара ний», подобно Маэстро из «Песенки о Мо царте». <...> ФАКТОР УСПЕХА Лирическое творческое наследие Булата Шалвовича Окуджавы исчисляется прибли зительно 800 (восемьюстами) стихотворения ми, из них более ста восьмидесяти — песни. <...> Парадоксальным является то, что при ошеломляющей популярности песен поэта первая большая пластинка увидела свет толь ко в 1975 году, спустя двадцать лет после на чала творческой биографии. <...> Долговечность и успех песенного творче ства Окуджавы связаны с неоспоримым каче ством, в них присутствующим, — абсолют <...>