Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Специальный инструмент: баян: учебно-методическое пособие (220,00 руб.)

0   0
Первый авторТаюкин Алексей Михайлович
ИздательствоКемГУКИ
Страниц158
ID336392
АннотацияУчебно-методическое пособие посвящено вопросам теории и практики инструментального исполнительства на народных инструментах. В нем рассматривается история становления и развития исполнительства на баяне, его особенности, принципы работы над музыкальным материалом.
Кем рекомендованоРекомендовано к изданию учебно-методическим советом института музыки КемГУКИ
Кому рекомендованоАдресовано студентам высших и средних учебных заведений культуры и искусств, обучающимся музыкально-инструментальному искусству.
ISBN978-5-8154-0297-3
УДК78.087.4
ББК85.315.3я73
Таюкин, А. М. Специальный инструмент: баян: учебно-методическое пособие : для студентов по направлению подготовки 53.03.02 (073100.62) «Музыкально-инструментальное искусство» / А. М. Таюкин .— Кемерово : КемГУКИ, 2015 .— 158 с. — Библиогр.: с.155-156. — ISBN 978-5-8154-0297-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/336392 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Институт музыки Кафедра народных инструментов А. М. Таюкин СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ: БАЯН Учебно-методическое пособие Для студентов, обучающихся по направлению подготовки 53.03.02 (073100.62) «Музыкально-инструментальное искусство», профиль «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» Кемерово 2015 1 УДК 78.087.4 ББК 85.315.3 Т25 Утверждено на заседании кафедры народных инструментов КемГУКИ 15.01.2015 г., протокол № 5. <...> Т25 Специальный инструмент: баян [Текст]: учеб.-метод. пособие для студентов по направлению подготовки 53.03.02 (073100.62) «Музыкально-инструментальное искусство» / А. М. Таюкин. <...> Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - научить рационально и методически правильно осуществлять работу над музыкальным произведением, эффективно применять учебно-инструктивный материал; - совершенствовать технику исполнительства (беглость, моторику, штрихи, туше); - развить у обучающихся творческие способности, самостоятельность в работе над музыкальным произведением, способность к самообучению; - научить реализовывать художественно-исполнительские навыки в условиях концертного выступления. <...> В ходе практического освоения специального инструмента к обучающимся предъявляются определенные требования: - изучение большого количества музыкальных произведений, различных по времени создания и стилю, жанру и форме; - овладение средствами музыкальной выразительности, технической оснащенностью, культурой звукоизвлечения, яркостью и содержательностью исполнения; - самостоятельная работа над музыкальным произведением; владение приемами работы над различными исполнительскими трудностями на основе глубокого, тщательного изучения авторского текста; понимание характера музыки, ее образности; стремление к созданию интерпретации <...>
Специальный_инструмент_баян_учебно-методическое_пособие_(1).pdf
В то же время были попытки сочинять оригинальную музыку для баяна профессиональными композиторами – можно назвать московского композитора Ф. Климентова, создавшего трехчастную сюиту. Но в сюите не ощущалось свежих композиторских решений, новизны, поэтому она не вошла в исполнительскую практику баянистов. Однако следующие два сочинения крупной формы – концерт для баяна с русским народным оркестром ленинградского композитора Ф. Рубцова и концерт для баяна с симфоническим оркестром ростовского композитора Т. Сотникова считаются эталонными в становлении баянного академического репертуара. Судьба двухчастного концерта Ф. Рубцова оказалась более удачной. Вскоре он стал репертуарным произведением. В этом сочинении композитору удалось многосторонне раскрыть возможности баяна с готовыми аккордами. Они выявляются в «мелодизации» аккордового аккомпанемента в партии левой руки, в использовании специфических приемов глиссандирования по звукам уменьшенного септаккорда, трактуемого как эффектный прием, в пальцевом тремоло в партии левой руки и т. п. Особое место в баянном исполнительстве занимает жанр обработки народной мелодии. Произведения этого жанра составляют основу оригинального репертуара и современных баянистов. Значительного совершенства обработка народной песни достигла в творчестве баяниста-самородка И. Я. Паницкого. Яркие примеры – протяжная, передающая неспешность и широту повествования «Ой, да ты, калинушка» или вариации на темы русских народных песен «Среди долины ровныя» и «Светит месяц», содержащие контрастность душевной лиричности и зажигательности, задора. Творчество И. Я. Паницкого во многом послужило отправной точкой для дальнейшего развития жанра баянной обработки, определило основные методы его фактурных преобразований. Следующие шаги в развитии данного жанра были сделаны профессиональными баянистами-исполнителями Н. Ризолем, В. Подгорным, А. Тимошенко. В своих лучших обработках, среди которых в первую очередь можно назвать «Дождик», «Ах, вы, косы русые», Н. Ризолю удается преодолеть замкнутость песенной или танцевальной мелодии. Благодаря этому обычная для жанра вариационная форма лишается механистичности, подчиняясь в большинстве случаев динамике красочного праздничного действа. Творчество В. Подгорного раздвигает границы жанра, открывает в нем новые резервы. Композитор находит в работе с народной мелодией возможность самовыражения, обращаясь с ней как со своим собственным материалом, целиком подчиняя ее своему замыслу, своим художественным задачам (фантазия «Ноченька», «Повей, ветер, на Украину»). Обобщенная фольклорная интонация наполняется у этого автора особой экспрессией, драматизмом, приобретая одновременно и эпический размах. Обработки А. Тимошенко отличаются яркой концертностью, насыщенностью интонационными красками. Тематизм претерпевает значительные изменения, меняя свой облик. Все это подчеркивается гармоническими и ритмическими преобразованиями («Посею лебеду на берегу», «Утушка луговая»). 6
Стр.6