Д. И. Фонвизин.
Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях
--------------------------------------------------------------Оригинал
находится здесь: Поэзия Московского Университета от Ломоносова и до ...
--------------------------------------------------------------<...>
университетского
ученики
пример
училища
в
делалося
кафтане,
на
совсем
Остаётся
признаться, что нынешний университет уже не тот, какой при мне был. Учители
и
учения; но
ныне
наш
было
подвергалось осуждению, столь нынешнее похвалы заслуживает. Я скажу
бывший
приготовление; вот
коем
пять склонений, а на камзоле четыре спряжения; итак, - продолжал он,
по
он, - но
столу
ошибки
сделаете". Вот
поступайте, смотря на мои камзольные пуговицы, и
какой был экзамен наш! О вы, родители,
они
в
чём
оно
состояло: учитель
странностию, спросил я учителя о причине. "Пуговицы мои вам кажутся смешны,
- говорил
значат
ударяя
станут
за
суть
склонения. С
никогда
восхищающиеся
за
наш
получил. Тогдашний
принят
учитель
партищем
прилежность
был
тот; сей
мне
теперь
сказать
об
образе
нашего
самая справедливость велит мне предварительно
других свойств, и сколько тогдашнее положение сего
экзамен в нижнем латинском классе. Накануне экзамена
пять
наш пришёл в
пуговиц, а на камзоле четыре; удивлённый сею
стражи вашей и моей чести: ибо на кафтане
рукою, - извольте слушать всё, что говорить стану. Когда
спрашивать о каком-нибудь имени, какого склонения, тогда примечайте,
которую пуговицу я возьмусь; если за вторую, то смело отвечайте: второго
спряжениями
не
часто чтением газет, видя в них имена детей ваших, получивших
свою
наш
учителем
был
пуговиц, и
он; спросили
приготовления. Товарищ
отвечал
тупее прежнего, латинского, то пришёл на экзамен с полным
мы, следственно, экзаменованы
у него было только трое. Но как
были
без
о
всякого
мой спрошен был: куда течёт Волга? В Чёрное море, -
том же другого моего товарища; в Белое, - отвечал
простодушия, что экзаменаторы единогласно мне медаль присудили. Я, конечно,
сказать
бы
её
из
отнюдь не из географического. <...>
Склонность
в
к
упражняясь
Глас
страсти.
А какие они были, то возвестит книга вторая...
В
университете
учителей, что
переводить
рублей. Сие
труды <...>
В
Ибо, с
нерадение
был
тогда книгопродавец, который услышал от моих
я способен переводить книги. Сей книгопродавец предложил мне
Голберговы басни; за труды обещал чужестранных книг на пятьдесят
подало
одной
и
чашу; латинского языка учитель был пример злонравия, пьянства и всех подлых
пороков, но
бытность
пьянство
голову
знал очень хорошо.
В
в
университета [И.И.Шувалову] плодов
попал
Петербург
я
супругою
Сие
для
тягость
и
и
брат
путешествие
всех
моих
нашу
везти
мой
было
в
в
человек
сие
сие
и
имел
преострую и как латинский, так и российский язык
время тогдашний наш директор [И.И.Мелиссино] вздумал ехать
с
число
десять нас, малолетних, отправились в Петербург зимою.
для
доме
родного
дяди
меня первое и, следственно, трудное, так, как и
товарищей; но благодарность обязывает меня к признанию, что
облегчало весьма милостивое внимание начальника. Он и супруга
его имели смотрение за нами, как за детьми своими; и мы с братом, приехав в
Петербург, стали
кроткий, и
можно
добродетельный
весьма
обратил
спросил
говорить
После
обеда
милостиво
с
намерением никого не только делом, ниже словом не обидел.
Чрез
несколько
я
муж, которого
и, взяв
тот
достоверностью
дней
меня
учился?
директор
представил
сказать, что
всю
жизнь
нас
"По-латыни", - отвечал
куратору. Сей
заслуг Россия позабыть не должна, принял нас
за
на себя почтительное моё внимание. То был бессмертный Ломоносов! Он
меня: чему
о пользе латинского языка с великим, правду сказать, красноречием.
в
выходила. Признаюсь
руку, подвёл к человеку, которого вид
я. Тут начал он
же день были мы во дворце на куртаге; но государыня не
искренно, что
я удивлён был великолепием двора нашей
нашего. Он имеет характер весьма
во
свою с
собою несколько учеников для показания основателю
сего училища. Я не знаю, каким образом
избранных
учеников. Директор с своею
в
университете
стороны, причиною тому была ребяческая леность, а с другой -
учителей. Арифметический
учились мы весьма беспорядочно.
наш
учитель пил смертную
мне надежду иметь со временем нужные книги за одни мои
мою
переводах
совести
писанию
ещё
в
младенчестве, и я,
на российский язык, достиг до юношеского возраста.
велит мне сказать, что сего дня от юности моея мнози борят мя
же самый вопрос сделан был мне; не знаю, - сказал я с таким видом
правду, заслужил
моя
класса практического нравоучения, но
являлась
прейсы [награды (нем.)], послушайте, за что я медаль
инспектор покровительствовал одного немца, который
географии. Учеников
Стр.1