16 Учебный диалог в начальной школе С УЧЕТОМ новых образовательных стандартов, выпускник школы должен уметь организовать собственную учебную деятельность, т.е. иметь готовность и способность учиться. <...> Задача учителя в данном случае заключается в том, чтобы создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения. <...> Здесь на помощь приходит учебный диалог (или проблемный диалог). <...> Диалог в обучении – это своеобразная форма общения. <...> В настоящее время в школе используются 2 формы подачи информации: монологическая и диалогическая. <...> Диалогическая – через различные виды бесед, дискуссии (спор, обсуждение какого-то вопроса), диспуты (публичный спор на важную тему), создание проблемной ситуации. <...> Очень часто процесс общения в начальной школе сводится к простейшей беседе или расспросу (вопрос учителя – ответ ученика), что затрудняет развитие устной речи младшего школьника, ограничивает его возможности широко и свободно мыслить. <...> Прежде всего, это связано с неумением задать вопрос учителю или однокласснику по теме урока, а также с неумением вести разговор на заданную тему, т.е. начать и поддерживать беседу. <...> Во многих семьях звучание телевизоров, магнитофонов, плееров и т.д. заменяет живое общение. <...> Возможно, с этим связано так возросшее в последнее время количество логопедических нарушений у детей. <...> Диалогическая речь является первичной формой речи ребенка. <...> Благодаря этому на пятом году, как никогда в последующем, высока речевая активность. <...> В старшей и подготовительной группах речевая активность детей во время игр и других видов самостоятельной деятельности значительно (в 2-3 раза) снижается. <...> Само по себе снижение речевой активности можно и не считать отрицательным явлением. <...> Но в старшей и подготовительной группах, в сравнении со средней, в 1,9 раза (с 40%) уменьшаются случаи объяснения чего-либо товарищу, когда речь наиболее сложна в грамматическом отношении и совершенна в лексическом. <...> Среди поводов самостоятельных <...>