Учитель ¹4'2013 9 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ Р КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ АССМАТРИВАЯ специфику общения учащихся в школьной среде, следует отметить, что она представляет собой не только самостоятельную сферу жизни и образовательной деятельности учащегося, но и является одним из наиболее важных факторов формирования личности. <...> Общение в образовательном процессе выполняет нормативную, познавательную, эмоциональную и актуализирующую функции. <...> Нормативная функция показывает, насколько личность усвоила нормы, правила и стереотипы социально-типического поведения. <...> Познавательная функция подчеркивает, что общение демонстрирует личностно освоенный опыт жизни в социуме, приобретенный учащимся. <...> Актуализирующая функция присуща общению в силу того, что именно в процессе коммуникации учащийся добивается утверждения своей личности в пространстве социума, признания ее ценности и своеобразия. <...> Общение отражает реализацию типических и индивидуальных сторон учащегося как субъекта жизнедеятельности. <...> Оптимальная реализация наблюдается в том случае, когда коллектив живет в настолько интенсивном и привлекательном ритме, что позволяет установить с другими участниками общение, удовлетворяющее коммуникативные потребности, и активизирующее желание контактировать с этими людьми. <...> В академической среде потребность в общении содействует налаживанию разнообразных контактов и взаимодействий ее представителей, активизирует информационный и личностный обмен. <...> Потребность в эмоциональном контакте обычно рассматривается как осознаваемое переживание индивидом необходимости установления отношений с одним или несколькими участниками. <...> В рамках таких отношений подросток, с одной стороны, ощущает, что он интересен и симпатичен окружающим его людям, а с другой, и сам переживает вместе с ними их радости и огорчения, тем самым, выказывая солидарность и поддержку. <...> Различные способы удовлетворения <...>