Антон Тихомиров Догматика без догматизма Антон Тихомиров Догматика без догматизма УДК 225 ББК 86.37 Т 462 Обложка: Дмитрий Купреев Верстка: Николай Жильцов Тихомиров Антон Догматика без догматизма. <...> ISBN 978-5-89647-299-5 В данной книге основные проблемы как общехристианского, так и евангелическо-лютеранского богословия описываются, с одной стороны, на вполне традиционном языке, с другой стороны – через призму их современного осмысления. <...> В рамках этой работы были подготовлены материалы краткого введения в догматику для начинающих изучать богословие, на базе которых была создана настоящая книга. <...> В ней простые исходные тексты, написанные на традиционном языке, соединились с новыми, содержащими современное осмысление многих богословских проблем. <...> Тем не менее, ее содержание нигде не выходит за рамки официального вероисповедания Евангелическо-лютеранской церкви, хотя иногда предельно заостряет или специфическим образом преломляет некоторые важные его вопросы. <...> Книга построена таким образом, чтобы дать читателю представление о целях и смысле богословия: как христианского в целом, так и евангелического в особенности, познакомить с его основными темами, а также ввести в наиболее актуальные дискуссии, ведущиеся сегодня в богословских кругах. <...> Глава 1 Смысл богословия и особенности евангелическо-лютеранского богословского мышления Д ать нам подсказку для ответа на вопрос, являющийся заглавием данного раздела, казалось бы, должно само слово «богословие». <...> Смысл богословия 2 Глава 1 Отличая богословие от речи, обращенной к Богу, нужно понимать, что говоря о молитве, мы имеем дело с непосредственными проявлениями, речевыми актами веры; а в случае богословия речь идет об их осмыслении, анализе и рефлексии. <...> Ведь в ней, пусть и в непрямой форме, но все же содержится провозвестие. <...> Одно дело – это обще Смысл богословия 3 ние с Богом в слушании Его слова или в молитве, и другое – систематизированные размышления о таком <...>
Догматика_без_догматизма.pdf
УДК 225
ББК 86.37
Т 462
Обложка: Дмитрий Купреев
Верстка: Николай Жильцов
Тихомиров Антон
Догматика без догматизма. – М.: Издательство ББИ, 2013. – x + 160 с.
ISBN 978-5-89647-299-5
В данной книге основные проблемы как общехристианского, так и евангелическо-лютеранского
богословия описываются, с одной стороны, на вполне традиционном
языке, с другой стороны – через призму их современного осмысления.
Автор ставит перед собой задачу наладить диалог между устоявшимися
догматическими формулами и свободным богословским размышлением. Цель
автора – говорить о Боге, не отвергая заведомо современное мышление (в том
числе и в его секулярных формах), а используя его, иногда споря с ним, но и на
него опираясь.
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть
воспроизведена в какой бы то ни было форме, включая размещение в сети
интернет, без письменного разрешения владельцев авторских прав.
© Антон Тихомиров, 2013
© Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2013
ул. Иерусалимская, д. 3, Москва, 109316
standrews@standrews.ru, www.standrews.ru
Стр.4
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . vii
Глава 1
Смысл богословия и особенности евангелическолютеранского
богословского мышления .
.
Глава 2
Герменевтические предпосылки
изучения богословия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Глава 3
Понятие Бога .
Глава 4
Глава 5
Творение .
Глава 6
Вопрос о человеке .
Глава 7
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 34
Человек как образ Божий и цельность
человеческого существа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Глава 8
Грех. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Глава 9
Закон. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Глава 10
Евангелие и вера .
Глава 11
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 62
Откровение в Иисусе Христе. . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
Глава 12
Провозвестие и действие Святого Духа. . . . . . . . . . . 81
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 13
Таинственность, святость и личностность Бога. . . . . . 20
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 28
.
.
.
.
.
.
.
.
. 1
Стр.5
Глава 13
Спасение .
Глава 14
Священное Писание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Глава 15
Церковь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Глава 16
Особое церковное служение .
Глава 17
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 112
Ординация женщин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
Глава 18
Учение о двух царствах и трагедия церкви . . . . . . . 125
Глава 19
Религиозные элементы в христианстве .
Глава 20
Эсхатология .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 133
Основы евангелической этики . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Глава 21
.
.
.
.
.
.
.
.
. 149
В заключение.
Новый ареопаг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 89
Стр.6