РАЗМЫШЛЕНИЯ У КНИЖНОЙ ПОЛКИ Леонид Ашкинази певает расти средняя образованность людей: физика, химия, биология за последние четверть века продвинулись очень сильно, а средний по социуму уровень знаний по этим предметам – да изменился ли он вообще? <...> Понятно, что для продвижения науки от уровня А к уровню Б необходимо (но недостаточно), чтобы были люди, освоившие этот А. <...> Например, англоязычные университетские учебники обновляются каждые несколько лет (что вызывает бурчание студентов – учебники дорогие), а некоторые преподаватели «грузят» студентов новыми научными публикациями. <...> Однако средний уровень – и даже «верхний средний», на который ориентируется научно-популярная (НП) литература, – неизмеНаука развивается быстрее, чем уснен. <...> В области инженерно-популярной (ИП) литературы ситуация проще: там часто можно апеллировать к бытовому опыту. <...> Ну, а если совсем непонятно, то радостно купимся на «продвинутый», «популярный» и «новейший». <...> Популярный бозон Хиггса, продвинутая темная материя и теория новейших струн? – не прокатит. <...> В крайнем случае можно рассказывать о том, что 101 «З–С» Сентябрь 2016 будет через пять лет или рекламировать новейший пластырь со скидкой 50%. <...> В качестве одного из примеров хорошей НП-литературы по физике в самом первом обзоре была названа книга Стивена Вайнберга «Мечты об окончательной теории: Физика в поисках самых фундаментальных законов природы», в которой излагается история некоторых фундаментальных идей, причем излагается так, что сообщаемые научные результаты оказываются связаны между собой причинами и следствиями, а также общими научными принципами. <...> Сильной стороной книги является «многослойность» – некоторые идеи, упомянутые в основном тексте, развиваются в примечаниях. <...> Было бы здорово, если по этому пути шли бы авторы и других книг, сам же Стивен Вайнберг применил эту конструкцию и в книге «Объясняя мир. <...> Книга вполне популярна; в ней прослеживается развитие <...>