Теория конкуренции Тарануха Ю. В., докт. экон. наук, профессор кафедры экономической теории ИППК МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Taranukha54@mail.ru К ВОПРОСУ ОБ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ИЛИ ЕДИНОЙ ТЕОРИИ КОНКУРЕНцИИ В статье формулируются требования к формированию универсальной теории конкуренции и анализируются отдельные положения, выдвинутые некоторыми авторами в связи с разработкой общей концепции конкуренции. <...> В этой связи конкуренция рассматривается не только как процесс, но и как трехуровневая система, включающая выражение конкурентного отношения в виде принципа устройства рыночной экономики (макроуровень), механизма взаимодействия агентов рынка (мезоуровень) и способа реализации экономических целей конкурентов (микроуровень). <...> Ключевые слова: теория конкуренции, конкуренция как соперничество, «невидимая рука» рынка, марксистская теория конкуренции, системный подход, макроконкуренция, мезоконкуренция, микроконкуренция. <...> В этой связи постановка вопроса о разработке универсальной теории конкуренции, предпринятая журналом «Современная конкуренция»1, является правомерной и весьма значимой. <...> Существующие концепции конкуренции отличает, как раз, именно различие методологий анализа. <...> О содержательной стороне конкурентного процесса В этой связи мы не находим смысла в попытках договориться по поводу применения терминологии, связанной с понятиями «соперничество» и «конкуренция»5 в силу надуманности проблемы. <...> Если стать на позицию авторов, усматривающих содержательное различие между «конкуренцией» и «соперничеством»6, то необходимо будет признать существование конкуренции, которая «не подразумевает психологической конкуренции, соревнования или соперничества»7, а «конкуренция» будет выступать 5 Рубин Ю. Б. <...> У сторонников необходимости разграничения понятий термин «конкуренция» лишен содержательного наполнения. <...> Поэтому проблема неоклассической теории конкуренции вовсе не психологического <...>