ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА ¹ 4(22) 2009 В. В. Сутужко Оценки имодели реальности в когнитивных науках В современной когнитивистике преимущественно исследуется то, как человек получает информацию о реальности, как он эту информацию себе представляет (репрезентирует), какэтаинформацияимсохраняется и каким образом сохраненная информация (знания) влияет на его поведение. <...> При оценивании и моделировании реальности в основном применяется модель переработки информации, на которую в свою очередь опираются многие эвристические конструкты. <...> Когнитивная (познавательная) деятельность человека имеет очевидную направленность на отражение, оценивание и моделирование реальности. <...> Чтобы понять, как моделируется реальность в когнитивных науках, следует обратиться вначале к содержанию термина «когнитивные науки». <...> Миллер, считавшиепсихологиюядромкогнитивныхнаук, к ко52 торому примыкают ориентированная лингвистика (так как язык обеспечивается ментальными процессами) и искусственный интеллект как модельважнейшихфункций психики. <...> Вместе с тем, когнитивная психология исследует то, как человек получает информацию о мире, как он эту информацию представляет (репрезентирует), как информация сохраняется впамятиикаким образом знания (сохраненная информация) влияют на поведение. <...> Когнитивная психология охватывает весь диапазон психических процессов (ощущения, восприятие, внимание, мышление, память, воображение, эмоции, речь) и все сферы поведения. <...> Поэтомузакономерно, чтоприоценкереальности в когнитивной психологии обычно применяется модель переработки информации, на которую в свою очередь опираются многие когнитивные модели (эвристические конструкты, используемые для организации существующего объема литературы, стимуляции дальнейшего научного поиска, координации усилий и облегчения взаимоотношений ученых. <...> При моделировании переработки информации предполагается, что познавательный процесс может быть <...>