Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Обсерватория культуры  / №6 2010

RELIGIO В МУЗЫКЕ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ (66,00 руб.)

0   0
Первый авторДемченко
Страниц5
ID447890
АннотацияСтатья посвящена значению религиозного начала в жизни и творчестве Альфреда Шнитке. Рассматривается претворение сакральной образности (католической и православной) в ряде светских произведений композитора, а также анализируются сочинения, непосредственно опирающиеся на литургическую традицию
Демченко, А.И. RELIGIO В МУЗЫКЕ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ / А.И. Демченко // Обсерватория культуры .— 2010 .— №6 .— С. 78-82 .— URL: https://rucont.ru/efd/447890 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А.И. ДЕМЧЕНКО RELIGIO В МУЗЫКЕ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ Статья посвящена значению религиозного начала в жизни и творчестве Альфреда Шнитке. <...> Рассматривается претворение сакральной образности (католической и православной) в ряде светских произведений композитора, а также анализируются сочинения, непосредственно опирающиеся на литургическую традицию. <...> И з различных значений латинского religio — набожность, святыня, предмет культа, совестливость — музыка Альфреда Шнитке наибольшее притяжение обнаруживает к первому и особенно последнему. <...> Именно в этой вере были крещены мать, бабушка и все поколения его предков — поволжV Ver.indd 76 Ver.indd 76 ИМЕНА. <...> Religio в музыке Альфреда Шнитке ских немцев, поселившихся в России с екатерининских времен. <...> В 1970-е и первой половине 1980-х годов духовные мотивы проникают в творчество Шнитке все шире и под «разными предлогами». <...> Таково «Солнечное пение» («Песнь солнцу Франциска Ассизского», 1976) — небольшая кантата, написанная на тексты выдающегося итальянского проповедника начала XIII века (в немецком переводе) для двух хоров, клавишных и ударных. <...> В отмеченном процессе поиска позитивных опор исключительной притягательной силой и безусловным «моментом истины» служила для композитора сфера культовых канонов. <...> Так, конструктивный каркас Второй симфонии (1979) построен в соответствии с распорядком частей католической мессы (Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus, Benedictus, Agnus Dei — с частичным использованием соответствующих текстов), а Четвертая КУЛЬТУРЫ ОБСЕРВАТОРИЯ 77 Ver.indd 77 Ver.indd 77 07.12.2010 15:03:55 07.12.2010 15:03:55 РАЗДЕЛ 5. <...> Причем вводятся культовые формы, соотносимые с разными конфессиями (григорианский и лютеранский хоралы, знаменный распев, синагогальное пение). <...> До сих пор приводились примеры опосредованного воплощения культовых канонов в творчестве Шнитке 1970-х и первой половины 1980-х годов. <...> Однако уже и на том этапе из-под его пера вышло произведение, которое всецело («и по форме, и по содержанию») отвечало литургической традиции <...>