Полянский, кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права юридического факультета МГУ*1 ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА В РУССКОЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ДЕРЕВНЕ В статье автор критикует тезис о серьезном влиянии православия на регулирование браков в русской крестьянской среде до Октябрьской революции 1917 г. Крестьяне и их хозяева (до отмены крепостного права) рассматривали брак как сделку, где венчание являлось необязательным и дорогим дополнением к традиционным брачным ритуалам, навязать которое у духовенства не всегда хватало авторитета. <...> В литературе заговорили о традиционной религиозности русского народа, об огромном нравственно-религиозном влиянии церкви на россиян. <...> История отечественного семейного права также не избежала ревизии в указанном аспекте: в * IOGP@yandex.ru 48 частности, преувеличивается регулятивная роль РПЦ в области брачно-семейных отношений в период до 1917 г. И наоборот, введение института гражданского брака в 1917 г. трактуется как удар по традиционной религиозности. <...> Ситуация, сложившаяся в русской дореволюционной деревне, наглядно показывает следующее: «традиционная религиозность» в области брачно-семейных отношений проявлялась лишь в исполнении крестьянами венчальных обрядов. <...> Духовная, нравственная сторона интересовала крестьян гораздо меньше, чем их насущные хозяйственные потребности, разрешаемые с помощью брачного союза. <...> * * * Для начала приведу некоторые соображения современных историков о роли православия в жизни русского крестьянина. <...> Скутнев1 нятия русского крестьянина, рассуждает М.М. Громыко, «заново укреплялись в каждом поколении за счет восприятия основ христианства»2 . <...> Православие в жизни русских крестьян в пореформенную эпоху // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и ис1 кусствоведение. <...> Представляется весьма удачной формулировка Н.А. Миненко, по мнению которой, «народный вариант православия <...>