№ 3 Л.В. Головко, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ*46 РЕФОРМИРОВАНИЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В РОССИИ Становится ясно, что начавшаяся в 2007 г. реформа следственных органов не только не принесла ожидаемых результатов, но, скорее, добавила много новых проблем. <...> Помимо того, сегодня активно обсуждаются необходимость создания единого следственного органа (комитета) и даже полный отказ от предварительного следствия с одновременным введением института следственных судей. <...> Есть ли в этих предложениях внутренняя уголовно-процессуальная логика? <...> Представляется, что без решения проблемы статуса следователя в рамках трех существующих архетипов досудебного производства (французского, германского и американского) России не удастся сконструировать адекватную постсоветскую модель предварительного расследования, учитывающую национальные исторические традиции и сравнительно-правовой опыт. <...> Прежде чем приступать к анализу тенденций и перспектив реформирования следственных органов в Российской Федерации, необходимо сделать три предварительных замечания. <...> Во-первых, с принятием известного Закона от 5 июня 2007 г. и выделением из прокуратуры автономного следственного ведомства, первоначально представшего в виде Следственного комитета при Прокуратуре РФ (СКП), а ныне преобразованного в полностью самостоя∗ leogol1967@gmail.com 43 тельный Следственный комитет РФ (СК), отечественная система предварительного расследования, прежде базировавшаяся на в чем-то, быть может, и устаревших, но казавшихся еще прочными советских институциональных основах, не только не укрепилась, но, напротив, вступила в полосу турбулентности. <...> Следователь самостоятельнее отнюдь не стал, да и надзор никто никуда не «отделил»: большинство прежних полномочий прокурора просто-напросто перешли к руководителям следственного органа в рамках <...>