Грачева, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Лаборатории социологических исследований юридического факультета МГУ* ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ АСПИРАНТУРЫ В СИСТЕМЕ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья посвящена проблемам эффективности аспирантуры, также рассматриваются вопросы государственного стимулирования научной деятельности в системе послевузовского профессионального образования. <...> Ключевые слова: аспирантура; показатели эффективности аспирантуры; подготовка аспирантов; нормативно-правовое регулирование деятельности аспирантуры. <...> В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»1 аспирантом является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. <...> 44 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации2 , аспирант за время обучения в аспирантуре обязан: полностью выполнить индивидуальный план; сдать кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине; завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру (научный совет, отдел, лабораторию, сектор) для получения соответствующего заключения. <...> Таким образом, аспирантура включает в себя две составляющие освоения соискателем ученой степени кандидата наук— образователь* Gracheva@mon.gov.ru 1 дарственной научно-технической политики и инноваций Минобрнауки России. <...> 1 Грачева Татьяна Владимировна – зам. начальника отдела Департамента госуСЗ РФ. <...> Поскольку образование — это передача знаний, а наука — создание нового знания, то если подготовка и сдача кандидатских экзаменов, как правило, сложностей не вызывает, то при выборе темы и написании диссертационного исследования у аспиранта возникают значительные <...>