. УДК 7.038.1 ББК 85.315.3 О.В. СОБАКИНА АВАНГАРДНЫЕ МОДЕЛИ КОМПОЗИЦИИ В ПОЛЬСКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКЕ 1960—1990-х годов (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА БОГУСЛАВА ШЕФФЕРА, ЭВЫ СЫНОВЕЦ, ТАДЕУША ВЕЛЕЦКОГО) Рассматриваются некоторые тенденции польского музыкального авангарда: графические партитуры — оригинальное направление современной музыки, связанное с так называемой декомпозицией музыкального произведения, человеческая речь как аспект фортепианной стилистики на примере «Эгоцентрической поэмы» (1995) для фортепиано и пленки Т. <...> Велецкий, «язык жестов», электронное преобразование звучания фортепиано, редукция звуковых средств. ворчество польских композиторов в последние десятилетия ХХ века отличает широкий круг интересов, стремление к синтезу традиционных и авангардных принципов, что определяет развитие индивидуальных творческих концепций. <...> В процессе развития музыкального авангарда польская композиторская школа в разные годы выделялась достижениями в области сонористики, алеаторики и графических музыкальных композиций. <...> Появление музыкальной графики как авангардного направления современной музыки также относится к концу 1950-х годов. <...> Это явление вызвало огромный интерес и полемику в творческих и III В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ О.В. <...> Авангардные модели композиции в польской фортепианной музыке 1960—1990-х годов научных кругах. <...> Вместе с тем сам термин «музыкальная графика» принадлежит польскому композитору Роману Хаубенштоку-Рамати (1919—1994), который связывал его смысл с определением нотации1 . <...> В первое время термин использовался в связи с проблемой современной нотации, и только в процессе двадцатилетнего развития стало очевидно, что это явление представляет совершенно оригинальное направление современной музыки — так называемая декомпозиция музыкального произведения, при этом использование графической нотации не тождественно феномену музыкальной графики. <...> Следует отметить, что еще <...>