ORBIS LITTERARUM Н.Г. МОРОЗОВА К ИСТОРИИ ДВУХ ЭКСЛИБРИСОВ К.А. <...> СОМОВА И А.Н. БЕНУА Статья посвящена экслибрисам К.А. Сомова и А.Н. Бенуа — образцам стилистики русского модерна в экслибрисе. <...> Рассматриваются некоторые факты из жизни художников, повлиявшие на художественный образ этих книжных знаков. <...> Основой для статьи послужила коллекция и архив московского коллекционера и художественного критика П.Д. Эттингера из фонда Отдела графики ГМИИ им. <...> Ключевые слова: К.А. Сомов, А.Н. Бенуа, экслибрис, эстетика русского модерна, коллекции экслибрисов из собрания ГМИИ им. <...> А.С. Пушкина, архив П.Д. Эттингера, экслибрис в художественной культуре начала ХХ века. <...> Э стетика экслибриса Серебряного века неразрывно связана с художественной культурой этого времени, которая складывалась в кругу поэтов, художников, ученых, коллекционеров, меценатов и любителей прекрасного. <...> Иллюстрацией этих увлечений эпохи модерна, средствами своей композиции и аллегории, становится книжный знак. <...> В первую очередь к ним относят членов петербургского объединения художников вокруг журнала «Мир искусства» (1899—1904). <...> Благодаря их интересным находкам и стилистическим приемам, уже в самом начале ХХ века русский книжный знак переживал истинный подъем, за которым последовала перемена отошения к нему. <...> Поэтому книжные знаки попадали не в книги, а в папки коллекционеров. <...> Оставить книжный знак на книге можно было только техникой печати. <...> Экслибрисы по рисункам мирискусников печатали в тех же типографиях, что и книги, делая их аутентичными изданиям, в которые они вклеивались. <...> К самым ранним и интересным экземплярам относятся два книжных знака из фонда Отдела графики ГМИИ им. <...> За ними стоят дружеские отношения художников, совместные художественные проекты и склонность обоих к точному отражению собственных творческих амплуа в контексте истории искусства книжного знака и истории стиля Модерн в России. <...> В коллекции П.Д. Эттингера из собрания ГМИИ им. <...> Этот книжный <...>