А.Я. ФЛИЕР ВЕКТОР КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ1 Автор определяет культурную эволюцию как развитие от необходимости к свободе, от ограниченного числа возможностей к расширению этого множества, от локальной ограниченности («своеобразия») к глобальной плюральности и т. д. <...> Вектор культурной эволюции борьба между разными тенденциями изменчивости, в результате которой рождается что-то новое, содержащее в себе элементы, в большей или меньшей мере унаследованные от всех соперничавших тенденций, что ведет к развитию всей системы в целом. <...> Рассмотрение этой второй модели развития позволит выявить в ней некоторый универсальный вектор, направленный в сторону расширения как множества возможных технически, так и множества допустимых культурно вариантов осуществления тех или иных социальных функций, достижения тех или иных социальных целей. <...> Как известно из истории, расширение технических возможностей сообщества вовсе не обязательно предполагает их культурную допустимость. <...> Но исторически наблюдается тенденция возрастания культурной толерантности к иному, что лишь очень опосредованно детерминируется научно-техническим прогрессом как таковым. <...> Именно вторые части приведенных оппозиций (расширение степеней свободы, индивидуализация, размывание порядков, легитимация случайности и ситуативности и пр.) неуклонно становятся актуальными параметрами культуры с каждой новой эпохой во все большей и большей мере: • социальная свобода побеждает социальное ограничение (это самоочевидно на примере трансформации системы норм социальной солидарности от первобытной общины до современной либеральной демократии); • социальная значимость творческой новации превалирует над социальной значимостью следования традиции (пример — технологическое развитие процедур жизнедеятельности от первобытной до постиндустриальной); • индивидуализация преодолевает социализацию (это проявляется, в частности, в утверждении <...>