ТЕМА КАЗУС ШАРИКОВА Человек слова Александр Ткаченко Обязательно ли верующему хорошо говорить Как слово участвует в нашей жизни, необходимо ли оно только лишь для связи с внешним миром, или наша душа нуждается в нем сама по себе? <...> Правда ли, что вопрос владения речью — это вопрос о мере нашей человечности? <...> Кто прав с точки зрения христианства — монахи-молчальники или блистательные проповедники? <...> О взаимосвязи слова и мысли сказано уже так много и так по-разному, что даже непонятно, с чего начать. <...> Вот, казалось бы, совершенно очевидная истина, сформулированная французским поэтом Никола Буало: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». <...> Но тут же приходят на ум знаменитые строки Тютчева: «Мысль изреченная есть ложь», где столь же очевидно выражена идея неизбежного искажения мысли при словесном выражении. <...> …Лишь жить в себе самом умей — Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи, — Внимай их пенью — и молчи! <...> . И Буало, и Тютчев говорят примерно об одном и том же — о слове как о средстве выражения мысли. <...> И у одного, и у другого звучит идея первичности мысли по отношению к слову. <...> Однако любой мало-мальски внимательный к себе человек без труда может заметить, что мир его «таинственно-волшебных» дум сам по себе весьма неупорядочен, мысли его хаотичны, непрерывно сменяют друг друга и все время норовят выйти из-под контроля. <...> Для верующих людей эта чехарда мыслей лучше всего заметна на богослужении, когда приходишь в храм и пытаешься сосредоточить свое внимание на молитвах, которые читает священник или поет хор. <...> И почти тут же, под пение слов «Всякое ныне житейское отложим попечение» обнаруживаем, что в голове по-прежнему — зимняя резина для машины, чей-то прошедший день рождения, завтрашняя планерка… <...> И единственным инструментом, который способен упорядочить в нашем сознании этот своевольный поток мыслей, является… слово. <...> Да-да, то самое слово, которое <...>