Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Познаем наномир. Простые эксперименты (242,00 руб.)

0   0
Первый авторОзерянский В. А.
АвторыКлецкий М. Е., Буров О. Н.
ИздательствоМ.: Лаборатория знаний
Страниц161
ID443369
АннотацияВ учебном пособии, подготовленном учеными Южного федерального университета, содержится краткая история развития нанотехнологий и 14 оригинальных проектных работ, иллюстрирующих важнейшие понятия нанотехнологии.
Кому рекомендованоДля учащихся 8–11 классов и учителей, студентов и преподавателей, а также для всех, кто интересуется или изучает нанотехнологии.
ISBN978-5-00101-770-7
УДК501
ББК20я721
Озерянский, В.А. Познаем наномир. Простые эксперименты : [учеб. пособие] / М.Е. Клецкий, О.Н. Буров; В.А. Озерянский .— 3-е изд. (эл.) .— Москва : Лаборатория знаний, 2020 .— 161 с. : ил. — [16] с. цв. вкл.; Дериватив. эл. изд. на основе печ. аналога (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012); Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 161 с.); Систем. требования: Adobe Reader XI; экран 10" .— ISBN 978-5-00101-770-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/443369 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Буров ПОЗНАЁМ НАНОМИР ПРОСТЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ 2-е издание (электронное) Москва БИНОМ. <...> О-46 Познаём наномир: простые эксперименты [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. А. Озерянский, М. Е. Клецкий, О. Н. Буров. <...> В основе книги простая идея: при помощи экспериментов дать чёткое представление о том, как получают и как исследуют нанообъекты и какие удивительные свойства они проявляют. <...> Конечно, увидеть в специальном микроскопе нанообъекты в школе (не в «Нанотраке» — сложнейшей передвижной обучающей нанолаборатории) остаётся для большинства мечтой, а вот посмотреть в статике или даже подвигать на экране компьютера — это вполне осуществимо. <...> Именно поэтому мы подготовили электронное приложение, где представлены захватывающие воображение нанообъекты. <...> Шкала объектов разного размера: а — протуберанец длиной примерно 109 м над поверхностью Солнца; б — отдыхающий человек; именно в такой шкале (100 м = 1 м) лучше всего смотреть на человека; в — зверёк, сложенный из крошечных углеродных нановолокон диаметром всего 75 нанометров (1 нм = 10–9 м) История достижений 7 Изучает устройство наномира так называемая нанонаука — междисциплинарная область знаний, объединяющая физику, химию, биологию, медицину, материаловедение, электронную и компьютерную технику. <...> Спустя столетия оказалось, что размерные эффекты, подмеченные Галилеем, особенно важны именно для наночастиц и что, отправляясь в путешествие в наномир, надо быть готовым увидеть совершенно иные эффекты (их называют квантово-механическими), несвойственные миру больших тел. <...> 8 Познаём наномир: простые эксперименты Галилео Галилей (1564–1642) Итальянский физик, механик, астроном, философ, писатель и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. <...> Наиболее выдающиеся примеры использования наноразмерных частиц в древности — кубок Ликурга (см. цветную вклейку рис. <...> В стекле кубка (так называемой диатреты) — мельчайшие частицы золота и серебра размером <...>
Познаем_наномир._Простые_эксперименты.pdf
УДК 501 ББК 20я721 О-46 Озерянский В. А. О-46 Познаём наномир: простые эксперименты : учебное пособие / В. А. Озерянский, М. Е. Клецкий, О. Н. Буров.—3-е изд., электрон.—М. : Лаборатория знаний, 2020.—161 с.—Систем. требования: Adobe Reader XI ; экран 10".— Загл. с титул. экрана.—Текст : электронный. ISBN 978-5-00101-770-7 В учебном пособии, подготовленном учеными Южного федерального университета, содержится краткая история развития нанотехнологий и 14 оригинальных проектных работ, иллюстрирующих важнейшие понятия нанотехнологии. Для учащихся 8–11 классов и учителей, студентов и преподавателей, а также для всех, кто интересуется или изучает нанотехнологии. УДК 501 ББК 20я721 Деривативное издание на основе печатного аналога: Познаём наномир: простые эксперименты : учебное пособие / В. А. Озерянский, М. Е. Клецкий, О. Н. Буров.—М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.—142 с. : ил., [16] с. цв. вкл.— ISBN 978-5-9963-1108-8. В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации ISBN 978-5-00101-770-7 ○c Лаборатория знаний, 2015
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . История достижений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 6 Проекты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 Правила техники безопасности при работе в кабинете химии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 Общие положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 Работа с веществами и растворами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 Оказание первой медицинской помощи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38 Составление отчёта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 Примерная форма отчёта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 Требования к оформлению электронных презентаций PowerPoint . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 Примерное содержание слайдов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 Советуем прочитать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 Создаём и изучаем малое . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 Проект 1. Измерение размеров малых тел . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 Проект 2. Что мы видим в микроскоп . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 Проект 3. Самосборка и самоорганизация . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 3.1. Магнитный кристалл . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 3.2. Пузырьковый кристалл . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57 3.3. Ячейки Бенара . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59 3.4. Серебряные дендриты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 3.5. Кристаллы меди на графите . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 Проект 4. Литография на мраморе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66 Проект 5. Управляем кристаллом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71 Проект 6. ДНК — главная молекула биотехнологий и наномедицины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77 6.1. Состав нуклеиновых кислот . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79 6.2. Получаем нуклеопротеин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81 6.3. Взвешиваем ДНК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 6.4. Собираем и разбираем ДНК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Стр.142
142 Содержание Проект 7. Материалы будущего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88 7.1. Фотонные кристаллы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 7.2. Оптические волокна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92 7.3. Прочные композиты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93 7.4. Системы «гость–хозяин» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95 Эффект размера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 Проект 8. Поверхностные явления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 8.1. Поверхностное натяжение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102 8.2. Свойства поверхностно-активных веществ. Тонкие плёнки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104 8.3. Смачиваемость. Эффект лотоса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 8.4. Непромокаемая ткань . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109 8.5. Контактное взаимодействие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112 Проект 9. Мыльные пузыри и цветные плёнки . . . . . . . . . . . . 116 Проект 10. Металлическая плёнка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120 Проект 11. Размерные эффекты в растворах . . . . . . . . . . . . . . . 124 Проект 12. Магнитная жидкость. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127 Проект 13. Цветное стекло. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132 Проект 14. Пирофорные металлы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135 Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
Стр.143