Христианские предпосылки знания В. В. Зеньковский родился в 1881 году в г. Проскурове. <...> Современные теории знания, современная философия знания весьма последовательно создают свои построения в духе секулярной культуры, в линиях учения об автономии разума. <...> Они исходят из глубокого убеждения в самодостаточности разума (в его переработке материала знания, поставляемого опытом), верят в «самообоснование» знания — даже тогда, когда признают границы в познаваемости мира. <...> Гносеология, построенная еще Кантом и в общем доминирующая доныне в философии знания, без всякой горечи отказывается от проникновения в мир «вещей в себе» и провозглашает принцип реализма в границах имманентного материала. <...> Когда в XIII веке, благословением Фомы Агевинага, «естественный сеет разума» был признан вполне самостоятельной и «независимой» (от откровения веры) познавательной силой, позиция современных теорий знания получила как бы твердую основу. <...> Правда, от этой установки пострадала вся религиозная область, которой остался путь или богословского рационализма (с признанием «естественного разума» верховной для богословия инстанцией) или богословского иррационализма — пример чего мы видим, например, в построениях МеЫ' я - Надо сознаться, что восточное богословие, дух и традиции которого (от Св. <...> Отцов) так отличны от западного мышления, не выработало до сих пор своей гносеологии, т. е. не развило теории знания, отвечающей нашему религиозному сознанию. <...> В дальнейшем же русская религиозная философская мысль оставалась в плену у западной гносеологии и только изредка (например У братьев Трубецких, у Тареева. <...> Павла в области познания мира, — собственно у него впервые были намечены основные идеи христианской гносеологии. <...> Павла по вопросам познания никогда еще не были, насколько я знаю, предметом изучения, а известная капитальная работа Dupont посвящена лишь вопросу об гасточника'Х терминологии (по вопросацм познания) у Ап. <...> В центре <...>