52 УРОКИ ЛЮБВИ Художник и его ученица В творческом наследии Исаака Левитана очень мало портретов — он, как известно, предпочитал пейзажи. <...> Но эту женщину Левитан рисовал не раз. <...> Вот она — сидит в кресле, в роскошном белом атласном платье, смуглая, черноволосая, с осиной талией… Звали ее Софья Петровна Кувшинникова. <...> История взаимоотношений художника и его возлюбленной драматична и поучительна. <...> В конце XIX века жила в Первопрестольной удивительная женщина, которую знала, любила и о которой судачила вся художественная Москва. <...> В небольшой казенной квартирке под крышей пожарной каланчи близ Хитрова рынка, выделенной ее мужу, полицейскому врачу, она создала салон, в который заходили А. П. Чехов и И. Е. Репин, М. Н. Ермолова и А. И. Южин, А. С. Степанов и В. А. Гиляровский. <...> Софья Кувшинникова родилась в 1857 году в семье московского чиновника. <...> Когда подошло время, вышла по любви замуж за скромного врача. <...> Вот какие воспоминания оставил Михаил Чехов: «Софья Петровна… была не особенно красивая, но интересная по своим дарованиям женщина. <...> Она прекрасно одевалась, умея из кусочков сшить себе изИсаак Левитан. <...> И вот однажды в этом уютном мирке, который создала для себя и своих друзей Софья Петровна, появился Исаак Левитан. <...> Его привели к Кувшинниковым братья Чеховы, давние знакомые Софьи Петровны. <...> «Очень интересное матово-бледное лицо, совершенно с веласкесовского портрета, слегка вьющиеся темные волосы, высокий лоб, «бархатные глаза», остроконечная бородка: семитический тип в его наиболее благородном выражении — арабско-испанском, — вспоминала Щепкина-Куперник. <...> — В своих бархатных рабочих куртках с открытым воротом он был очень красив и знал это, знал, что его наружность обращает на себя внимание, и невинно заботился о ней: повязывал каким-то особенным бантом широкий белый галстук и т.п. <...> Бесстрашный поступок Софья Кувшинникова приезжала на уроки в мастерскую Левитана и оказалась весьма прилежной ученицей. <...> Семья и школа <...>