Нация и мир Эмиль Паин Иранская или турецкая? <...> Сравнительный анализ моделей и социальных условий управляемой модернизации Цели и гипотезы Революции в Тунисе и Египте в начале 2011 года, волнения в большинстве арабских государств, считающихся сердцем исламского мира, разрушают миф о его консерватизме и неподвижности. <...> Стремление многих миллионов мусульман к пере менам, к обновлению и в этом смысле — к модернизации является несомненным фактом. <...> Другое дело, что начало перемен вовсе не означает, что модернизация состоится. <...> Ее срывы порой оборачивались откатами к политической и социальной архаике, даже более мрачной, чем та, что существовала до начала процесса обнов ления. <...> Этим закончилась, например, «белая революция» в Иране (1960–1970е годы), как официально называли процесс модернизации в период правления там шаха Мохамеда Реза Пехлеви. <...> Но были в исламских странах и успешные модернизации, как, например, та, которую проводил в Турции (1920–1930е годы) ее первый прези дент Ататюрк (Мустафа Кемаль). <...> Иранская модель практически безоговорочно признается специалистами как один из наиболее очевидных примеров провала тех задач, которые ставили инициа торы реформ. <...> Турецкая же модель реформ, напротив, признается одной из наиболее удачных в мире и самой удачной в исламс ких странах. <...> Именно она позволила полуразрушенной к началу XX века стране, разви тие которой сковывалось архаичными имперскими и теократическими институтами, войти в число двадцати крупнейших по экономическому и политическому потенциалу стран мира и стать светской республикой, ориентирующейся на международные нормы и стандарты жизни. <...> Едва ли не большинство исследователей иранских реформ связывает их неудачу с особым исламским менталитетом, который якобы и стал основной причиной отторжения населением модернизационных начинаний шахского правительства. <...> К тому же турецкая модернизация более жестко задевала исламские институты <...>