Григорий Аросев «Маска плюс»: иной контекст «Маска плюс» — внеконкурсный показ спектаклей стран СНГ и Балтии в рамках театрального фестиваля «Золотая маска» — по сути, единственная возможность не только взглянуть на то, чем «живы» эти творческие коллективы, но и сопоставить их труды с тем, что привозят в Москву на официальный конкурс российские театры. <...> Впрочем, «Маска плюс» не ограничивается только странами СНГ: на официаль ном сайте даже указано, что в ее рамках демонстрируются «российские спектакли, рекомендованные экспертами, а также спектакли из стран СНГ, Балтии, Европы». <...> Там же среди прочего указано, что «Маска плюс» — это то, что «характеризует театральную ситуацию», и отмечается, что приезд спектаклей из стран СНГ и Балтии стал возможен благодаря поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран — участников СНГ (МФГС). <...> На практике же, по крайней мере в 2012 году (всего же эта часть фестивальной программы существует с 2009 года), из 12 показанных спектаклей один представлял дальнее зарубежье (Великобритания, лондонский театр «Protein», спектакль «LOL (Lots of love)»), три — Петербург (ФМДТеатр, «На Европу смотрю как зверь»; Балтий ский дом, «Москва—Петушки»; Большой театр кукол, «Башлачев. <...> Вначале кратко обозначим географию, чтобы сразу представ лять, о ком и о чем пойдет речь: Украина (два спектакля), Латвия, Белоруссия, Армения, Азербайджан и Узбекистан. <...> «Мы искали хорошие спектакли везде, так как одной из главных наших целей было, чтобы на «Маску» ходила не только диаспора», — комментирует ситуацию Дина Годер. <...> Меж тем любой спек такль должен привлекать любого зрителя «Маски». <...> В их число, безусловно, входит узбекский «Ильхом» из Ташкента, прекрасно знакомый российскому зрителю, вильнюсский «Мено Фортас», возглавляемый Эймунтасом Някрошюсом, уже несколько лет очень ярко заявляющий о себе киевский театр «Дах». <...> При этом актуальные и любопытные постановки можно обнаружить <...>