1937) — в 1959 г. окончила физикоматема тический факультет Куйбышевского педагогического института, работала учите лем физики в школах Красноярского края и в Москве. <...> В 1966—1969 гг. училась в аспирантуре Психологического института, где в 1970 г. защитила кандидатскую диссертацию «Формирование у школьников методов рассуждения при решении физических задач». <...> С 1969 г. работает в Институте в лаборатории психологии учения. <...> Область интересов: исследование способов учебной работы у школьни ков, возрастные аспекты смысла жизни. <...> Основные тру ды: Становление у подростков способов учебной работы; Обучение школьников способам выделения смысловых опор в текстовых физических задачах разного уровня сложности // Формирование у школьников приемов умственной деятель ности в процессе анализа текстов нестандартных задач. <...> М., 2000; Формирование у школьников способов самостоятельной работы над задачей (В помощь учителю физики). <...> М., 2001; Смысл жизни и возраст // Психологические аспекты смысла жизни / Под ред. <...> М., 2003; Обучение школьников способам анализа текстов физических задач с неполными данными // Развитие мышления в процессе обучения физике: Сб. научных трудов. <...> Г.А. ВАЙЗЕР Приемы анализа учебных текстов в процессе самостоятельной работы школьников Одна из задач, стоящих перед учителем, — научить школьников умению са мостоятельно работать с учебником. <...> В психологопедагогических рекомендациях рассматриваются, например, такие значимые приемы работы с учебным текстом, как «Выделение главного», «Расчленение текста на части», «Установление логи ческих связей между частями текста», «Составление плана и воспроизведение со держания текста в соответствии с планом». <...> Предлагаемые психологами и педаго гами приемы, как правило, используются после первичного самостоятельного чтения школьником учебного текста. <...> Между тем успешность применения этих приемов во многом определяется именно тем, анализирует ли ученик <...>