Можно полагать (и отчасти это подтверждается экспериментальными данны ми), что негативные процессы, происходящие в последние годы в обществе, рас качивают то положительное личностное отношение школьников к нравственным знаниям, которое складывается у них после изучения в экспериментальных усло виях литературных произведений и которое они демонстрируют, когда использу ют эти знания при разрешении конфликтной ситуации умозрительного плана. <...> Такое раскачивающее воздействие на нравственную сферу учащихся препятству ет перерастанию у части из них готовности действовать согласно усвоенным зна ниям в соответствующую потребность как устойчивую черту их личности. <...> М.В. Ломоносова, затем аспирантуру Психологического института, где в 1983 г. защитил кандидатскую диссертацию «Роль индивидуальных различий в ус пешности овладения иностранным языком (на материале интенсивного обучения)». <...> С 1976 г. работает в Институте, с 2000 г. заведует лабораторией дифференциальной психологии и психофизиологии; с 2007 г. — зам. директора по научной работе, также с 2007 г. заведует кафедрой общей психологии МГППУ. <...> В 2001 г. защитил докторс кую диссертацию «Коммуникативные и когнитивные составляющие языковых спо собностей». <...> Область интересов — общие свойства нервной системы, специально че ловеческие свойства ВНД; ввел понятия «коммуникативноречевой», «когнитивно лингвистический» и смешанный типы языковых способностей. <...> Разработанные им критериальные оценки позволяют уточнить вклад языковых и речевых компонентов в мыслительноречевую деятельность. <...> Для исследования особенностей усвоения язы ка (родного и иностранного) разработал оригинальные критериальные оценки. <...> Основные труды: Психологические и психофизиологические исследования речи / Отв.ред. <...> М, 1989; Типы языковых коммуникативных способностей и компетенции / М.К. Кабар дов, Е.В. Арцешевский // Вопросы психологии. <...> Дубна, 1997; Об основных направлениях <...>