Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1  / №5-6 2013

Заметки психолога при чтении художественной литературы (40,00 руб.)

0   0
Первый авторТеплов
Страниц8
ID441335
АннотацияТЕПЛОВ Борис Михайлович (1896—1965) — основатель отечественной школы дифференциальной психофизиологии. В 1921 году окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1921–1933 гг. работал в научных учреждениях Красной армии (НИИ маскировки и др.). С 1929 г. — сотрудник Института психологии, где исследовал процессы ощущений и восприятий и с 1933 г. заведовал лабораторией, в 1933—1935 гг. и 1945—1952 гг. — зам. директора по научной работе. В 1940 защитил докторскую диссертацию «Психология музыкальных способностей». В 1946—1953 гг. заведовал кафедрой логики и психологии Академии общественных наук, в 1949—1951 гг. — зав. кафедрой психологии философского факультета МГУ. С 1945 г. действительный член АПН РСФСР, член Президиума АПН РСФСР (1964—1965 гг.), заслуженный деятель науки РСФСР (1957 г.), главный редактор журнала «Вопросы психологии» (1958—1965 гг.). В 1950—1960-х гг. обосновал психофизиологический подход к изучению индивидуальных различий и показал, что люди различаются не только содержательной стороной психической жизни, но и по формальным, или динамическим, особенностям поведения. Материалы представлены в пяти сборниках под его редакцией: «Типологические особенности нервной высшей деятельности» (М., 1956–1967). Основные труды: Психология. Учебник для средней школы. М., 1942 (8-е изд. 1954); Ум полководца. М., 1943; Избранные труды. Т. 1—2. М., 1985.
Теплов, Б.М. Заметки психолога при чтении художественной литературы / Б.М. Теплов // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1 .— 2013 .— №5-6 .— С. 184-191 .— URL: https://rucont.ru/efd/441335 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сокращенность словесного выражения приводит ко все большему сгуще нию смысла в одном слове или даже намеке на слово; внутренняя речь становит ся, таким образом, высшим синтезом значений отдельных слов, превращаясь в язык семантических комплексов. <...> Однако, сколь бы сокращенным ни было словесное выражение во внутренней речи, все же она не перестает быть речью. <...> <…> Сокращенное выражение смысла во внутренней речи, представляя собой крайнюю ступень отвлечения и обобщения, становится возможным только на ос нове длительного процесса развития мышления, процесса, начальные стадии ко торого представляют собой оперирование с реальными предметами и явлениями, с реальным расчленением (анализом) и столь же реальным обобщением (синте зом) их. <...> : Издво «Просвещение», 1968 ■ ТЕПЛОВ Борис Михайлович (1896—1965) — основатель отечественной школы дифференциальной психофизиологии. <...> В 1921 году окончил историкофилологичес кий факультет Московского университета. <...> В 1940 защитил докторскую диссертацию «Психология музыкальных способностей». <...> В 1946—1953 гг. заведовал кафедрой логики и психологии Академии общественных наук, в 1949—1951 гг. — зав. кафедрой психологии философского факультета МГУ. <...> Б.М. ТЕПЛОВ Заметки психолога при чтении художественной литературы Анализ художественной литературы обычно не указывается в числе методов психологического исследования. <...> — Примеч. ред.], или те тричетыре литературных примера, которые очень тонко использованы Л.С. Выготским в последней главе книги «Мышление и речь», производят впечатление чегото не совсем обычного в «научном» психоло гическом сочинении. <...> Автор нижеследующих страниц глубоко убежден, что художественная литера тура содержит неисчерпаемые запасы материалов, без которых не может обойтись научная психология на новых путях, открывающихся сейчас перед ней. <...> Разверну тое доказательство этого тезиса, так же как и установление принципов научно психологического <...>