Сокращенность словесного выражения приводит ко все большему сгуще нию смысла в одном слове или даже намеке на слово; внутренняя речь становит ся, таким образом, высшим синтезом значений отдельных слов, превращаясь в язык семантических комплексов. <...> Однако, сколь бы сокращенным ни было словесное выражение во внутренней речи, все же она не перестает быть речью. <...> <…> Сокращенное выражение смысла во внутренней речи, представляя собой крайнюю ступень отвлечения и обобщения, становится возможным только на ос нове длительного процесса развития мышления, процесса, начальные стадии ко торого представляют собой оперирование с реальными предметами и явлениями, с реальным расчленением (анализом) и столь же реальным обобщением (синте зом) их. <...> : Издво «Просвещение», 1968 ■ ТЕПЛОВ Борис Михайлович (1896—1965) — основатель отечественной школы дифференциальной психофизиологии. <...> В 1921 году окончил историкофилологичес кий факультет Московского университета. <...> В 1940 защитил докторскую диссертацию «Психология музыкальных способностей». <...> В 1946—1953 гг. заведовал кафедрой логики и психологии Академии общественных наук, в 1949—1951 гг. — зав. кафедрой психологии философского факультета МГУ. <...> Б.М. ТЕПЛОВ Заметки психолога при чтении художественной литературы Анализ художественной литературы обычно не указывается в числе методов психологического исследования. <...> — Примеч. ред.], или те тричетыре литературных примера, которые очень тонко использованы Л.С. Выготским в последней главе книги «Мышление и речь», производят впечатление чегото не совсем обычного в «научном» психоло гическом сочинении. <...> Автор нижеследующих страниц глубоко убежден, что художественная литера тура содержит неисчерпаемые запасы материалов, без которых не может обойтись научная психология на новых путях, открывающихся сейчас перед ней. <...> Разверну тое доказательство этого тезиса, так же как и установление принципов научно психологического <...>