Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1  / №5-6 2013

Психологический анализ некоторых приемов обучения чтению (40,00 руб.)

0   0
Первый авторШварц
Страниц9
ID441327
АннотацияОсновной характерной особенностью навыков у человека является сознательный характер их усвоения и их протекания в дальнейшем. В тех случаях, когда говорят о «механической» зубрежке, о «слепых» повторениях и т. п., речь может идти лишь о большем или меньшем участии сознания и, главное, о том, что именно отражает сознание в этом процессе усвоения (Шварц, 1940). При такой постановке вопроса возникает основная проблема: в чем выражается участие сознания в процессе усвоения навыков?
Шварц, Л.М. Психологический анализ некоторых приемов обучения чтению / Л.М. Шварц // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1 .— 2013 .— №5-6 .— С. 137-145 .— URL: https://rucont.ru/efd/441327 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

научноисследовательском институте психологии (как тогда назывался Психологи ческий институт) группы по изучению психологических основ навыков летного дела Шварц был введен в состав ее научных сотрудников и провел серию важных экспе риментальных исследований. <...> М., 1930; Пси хологический анализ процесса чтения начинающих и методика обучения грамоте // Вопросы ликвидации неграмотности и психология. <...> Л.М. ШВАРЦ Психологический анализ некоторых приемов обучения чтению § 1. <...> Сознание и навык Основной характерной особенностью навыков у человека является с о з н а т е л ь н ы й х а р а к т е р их усвоения и их протекания в дальнейшем. <...> В тех случа ях, когда говорят о «механической» зубрежке, о «слепых» повторениях и т. п., речь может идти лишь о большем или меньшем участии сознания и, главное, о том, что именно отражает сознание в этом процессе усвоения (Шварц, 1940). <...> При такой постановке вопроса возникает основная проблема: в чем выражается участие соз нания в процессе усвоения навыков? <...> Отметим несколько важнейших сторон этой проблемы: а) О с о з н а н и е з а д а ч и. <...> Пока этого сознания нет, темп усвое ния навыка будет ничтожный, а может и вовсе сводиться к нулю. <...> Очень показателен случай, приводимый Бертоном: учитель предложил учени ку, постоянно употреблявшему в своих письменных работах устный оборот «I have went» («я пошел») вместо письменного «I have gone», выписать фразу «I have gone» сто пятьдесят раз (!). <...> Пренебрежение этим основным принципом усвоения навыков приводит, в частности, к ошибочным приемам обучения чтению. <...> Мы увидим ниже, как зат рудняется, например, слуховой анализ, когда учащийся не понимает, что перед ним стоит задача научиться слышать звуки речи. <...> Если эта задача не ясна для уча щихся, то навык чтения не может успешно развиваться. <...> Благодаря ему сама задача при обретает опосредствованный интерес, и у обучающихся возникает стремление к усвоению данного навыка <...>