Нация и мир ПОЛЕЗНАЯ ИСТОРИЯ Рахман Бадалов Человек из Зардоба Документальная фантазия для кино Когда человек умирает, изменяется его портрет. <...> Автор нескольких книг, в том числе «Правда и вымысел героического эпоса», «Жизнь сообща, или Как люди пришли к демократии», а также более четырехсот научнопросветительских и публицистических статей. <...> Но дай слово, что сначала поедешь со мной в Зардоб. <...> Петербург, зима 1864 года В сквере около памятника Пушкину, на скамейке, поеживаясь от холода, сидят дочь профессора Соловьева Марина Соловьева и 22летний Гасанбек Зардаби. <...> В этих собраниях не участвовали бек и мулла, которые каждый вечер соби рались в особый отах, помещение для гостей. <...> Как только слышались звуки зурны, в селении поднималось сильное движение: женщины и девушки бежали в дома, расположенные по дороге, ведущей в дом, где предполагалась свадьба; свободные от работы мужчины выходили на дорогу, дети бежали навстречу и сопровождали всадниковашугов до селения. <...> Прибыв в дом, приготовленный для них, ашуги выходили во двор и своей зурной извещали всех сельчан, нахо дившихся на работах, о своем прибытии. <...> Свадьба тянулась 34 дня, в течение которых два раза в день, утром и вечером, при восходе и заходе солнца, играла зурна; около полудня же — зурна с танцами женщин или мужчин. <...> Тогда предлагали ашугу подняться и начать рассказ, заказывая конкретный народный эпос, дастан. <...> Ашуг со своим сазом и зурнач выходили на середину и, расхаживая по всему магару, начинали играть. <...> После небольшого предисловия ашуг начинал рассказ; при этом он и танцевал, и пел. <...> При удачном исполнении слушатели выражали свое восхищение: «Будь здоров, ашуг, и много живи». <...> В особенности дастаны действовали на воображение детей, которые в первые дни после свадьбы даже сочиняли игру под названием «ашуг» и стара лись воспроизвести все виденное и слышанное на свадьбе. <...> И вот, когда мы попрятались по разным углам, один из мальчиков закричал <...>