Часто спрашивают: могут ли колдуны причинить верующему человеку вред, и нужно ли их остерегаться? <...> Отвечаем: Верующий человек может причинить вред лишь сам себе — своими грехами соединяя себя с бесами, открывая им доступ к своей душе и телу. <...> Без этого условия ни один колдун не сможет причинить христианину ни малейшего вреда. <...> А о том, чего нам следует остерегаться, очень убедительно написал святитель Тихон Задонский: «Когда Бог попустит на меня беду — ужели я ее миную? <...> Когда не хочет Он попустить, то, хотя все бесы и все злые люди, и весь мир восстанут — ничего мне не сделают. <...> Огнь не пожжет, меч не посечет, вода не потопит, земля не проглотит без Бога: все это — творение, и без повеления Творца своего ничего не сделает. <...> Убоимся же, братие, единого Бога, — да никого и ничего не убоимся… Бог — всё, и, кроме Бога, всё — ничто: и злоба всех бесов и злых людей — ничто. <...> Несчастен тот, кто не боится Бога, ибо тот — всего боится». священников Православный крест Бог сотворил женщину из ребра «святыми отцами» называют восьмиконечный Говорят, что у человека за правым плечом — ангел-хранитель, а за левым — бес. <...> На самом деле: Это аллегорический образ, за которым, однако, стоит вполне определенная духовная реальность. <...> Григорий Нисский говорит: «Когда естество наше впало в грех, наше падение Бог не оставил Своим Промыслом, но в помощь жизни каждого приставляет некоего Ангела, из приявших бесплотное естество, но с противной стороны дьявол ухищряется на то же посредством некоего лукавого и злотворного демона, который бы вредил человеческой жизни. <...> Человек же, находясь среди Ангела и демона, сам собою делает одного сильнее другого, свободной волею выбирая учителя из двух. <...> Добрый Ангел предуказывает помыслам блага добродетели, а другой показывает вещественные удовольствия, от которых нет никакой надежды на благо». <...> 42 ФОМА • июль 2015 Почему в Церкви нельзя молиться о некрещеных, почему их запрещено отпевать и поминать на панихиде <...>