КУЛЬТ УРА « Дмитрий Володихин Ночь особенно темна перед рассветом…» Тонущий континент Русского Севера в новом фильме Софьи Горленко Н едавно в большой прокат вышел фильм Софьи Горленко «Атлантида Русского Севера». <...> Зрители в зале кинотеатра, взрослые люди (а детям такие вещи смотреть рано), рукоплескали, когда по экрану пошли титры. <...> Наша эпоха на сопереживание скупа… Всё дело в подчеркнутой, концентрированной ставке, сделанной режиссером на откровенность киноповествования. <...> Фильм получился не просто документальный, а… какой-то сверхдокументальный, будто его создатели задались целью сотворить для исследователей будущего максимально достоверный источник по истории нашего времени. <...> Всякий народ, создавший высокую культуру, имеет некое тайное пристрастие к какому-то одному достоинству художественного произведения. <...> Иные достоинства могут радовать, восхищать, притягивать внимание, но по своему значению именно это одно, и никакое другое, в подавляющем большинстве случаев главенствует. <...> Притом никто никогда не напишет в учебнике и тем более не впишет в манифест художественного объединения такой вот негласный приоритет. <...> Кому надо, тот и без того с молоком матери впитал понимание сути дела… В русской культуре то ставится высоко, о чем можно сказать: «Вот — правда! <...> » Именно правда, а не что-нибудь 82 ФОМА • ноябрь 2015 иное ценится выше всего. <...> Выше живости ума, выше философических свойств интеллекта, выше технической изощренности, выше богатства идеями, да выше чего угодно. <...> Вот почему внимание к мелочам и стремление к «аутентичности» всегда окупается благодарным вниманием аудитории. <...> А в фильме Софьи Горленко нет ничего «игрового», ничего сверх реализма повседневности. <...> Просто жители Русского Севера рассказывают о себе. <...> Страшно — так пусть будет страшно, печально — так пусть будет печально, остроумно, коряво, нелепо, глубоко — всё подано в виде правды факта. <...> А правда факта подана так, что между нею <...>