ТЕМА • ИНФЛЯЦИЯ И МОЛИТВА Митрополит Антоний беседует с молодежью. <...> Митрополит Сурожский Антоний 5 упражнений для начинающих* Мы все — начинающие. <...> Молитва по своей сути — встреча души и Бога; но для того, чтобы встреча стала реальной, обе личности должны быть действительно самими собой. <...> Между тем мы в огромной степени нереальны, и Бог так часто нереален для нас: мы думаем, что обращаемся к Богу, а на деле обращаемся к образу Бога, созданному нашим воображением; мы думаем, что стоим перед Ним со всей правдивостью, тогда как на деле выставляем вместо себя кого-то, кто не является нашим подлинным “я”. <...> Каждый из нас представляет собой в одно и то же время несколько разных личностей; это может быть очень богатым и гармоничным сочетанием, но может быть и весьма неудачным соединением противоречащих друг другу личностей. <...> В деле молитвы первая наша трудность — найти, какая из наших личностей должна выступить для встречи с Богом. <...> Это непросто, потому что мы настолько не привыкли быть самими собой, что искренне не знаем, которая из всех личностей и есть это подлинное “я”. <...> Но если бы мы посвящали несколько минут в день на то, чтобы вдуматься в свои поступки, то, возможно, приблизились бы к открытию этого. <...> И вот, в эти пять или десять минут, которые вы можете выделить, вы обнаружите, что нет для вас ничего более скучного, чем остаться наедине с самим собой. <...> Если вы решитесь спросить себя, как часто вы поступаете, исходя из самых глубин своей личности, то увидите, что это бывает очень редко. <...> Так вот, в течение этих минут сосредоточенности надо оставить все, что не является жизненно важным. <...> В глубине нашего существа мы созданы по образу Божию, и это совлечение всего ненужного очень похоже на * Печатается в сокращении по книге «Митрополит Сурожский Антоний. <...> 32 ФОМА • ноябрь 2015 расчистку прекрасной древней стенной живописи, которую в течение веков закрашивали лишенные вкуса люди. <...> Мы видим убожество, затем промежуточную <...>