Современные гуманитарные исследования, № 3, 2013 Психологические науки Общая психология, психология личности, история психологии Москатова А.К., доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, профессор Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА: ПРИНЦИПЫ ОПТИМИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Проблема Зрелость – этап всестороннего индивидуального, возрастного и эволюционного развития человека, вовлекающего в неизбежную, необратимую изменчивость не только функции физического тела, мозга, вегетативного жизнеобеспечения, но также электронные, биоэнергетические и психохимические компоненты конституции, интеллект, многомерное сознание и качества конкретной души, то есть всю психофизиологическую и духовную целостность человеческого существа. <...> На протяжении всего земного воплощения души индивидуальное развитие тела и мозга устремлено к раскрытию уникальных психофизических и духовных способностей, выражению достоинств, достигнутых в череде многих воплощений и предназначенных для плодотворного вклада индивидуализации в общечеловеческий и вселенский прогресс. <...> В противовес традиционному описанию абстрактного архетипа стареющей, теряющей ум и память личности, с невыразительным обликом, с ограничениями жизнедеятельности, «осужденной» на физиологическое «старение», увядание психических функций, «потерю» рассудка, отягощённой болезнями и страхом приближения своего земного «заката», в настоящем сообщении ряд психофизиологические проблемы, присущих периоду зрелости, обсуждаются с позиции обновлённых научных представлений. <...> Исследованиями обширных контингентов индивидов зрелого и пожилого возраста установлено, что потенции проявляются посредством специфической адаптивной способности и функциональных резервов мозга, его пластичной, изменчивой архитектоники, включения механизмов, компенсирующих <...>