Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 471169)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Рассказчик причудливый, остроумный, оригинальный...

0   0
Первый авторТрубецкой
Страниц2
ID12183
АннотацияО творчестве автора (Вельтман Александр Фомич).
Кому рекомендованоО творчестве автора
Трубецкой, Б. Рассказчик причудливый, остроумный, оригинальный... : Статья / Б. Трубецкой .— 1978 .— 2 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Странной и необычной была литературная судьба писателя Александра Фомича Вельтмана. <...> Бесспорно талантливый и оригинальный писатель (что признавали такие авторитеты, как А. С. Пушкин и <...> В. Г. Белинский), А. Ф. Вельтман подвергался резкому осуждению со стороны литературной критики. <...> В первую очередь за эксцентричную, причудливую, мозаичную архитектонику, композицию первого своего крупного произведения "Странник", за свободное смешение прозы и стихов, за манерность, вычурность стиля, смесь фантастического и реального. <...> А затем, после смерти писателя, стали говорить и писать не только о самобытности его таланта, но и что он оказал влияние на крупнейших русских писателей XIX в. <...> Так, в Лермонтове, Достоевском, Гоголе увидели наследников художественных особенностей Вельтмана, в частности сочетание фантастического и реального. <...> В композиции романа Лермонтова "Герой нашего времени" усматривали следование своеобразию композиции романа "Странник", а в поисках Печориным квартиры для постоя видели сходство с таким же эпизодом в "Страннике". <...> Устанавливали много общего между изображением жизни и поведения молодых офицеров в романе "Странник" и изображением офицерства в "Казаках" и "Севастопольских рассказах". <...> Безусловно, что правильно оценить достоинства и недостатки А. Ф. Вельтмана смог в 30--40-е гг. только В. Г. Белинский, который, не зачеркивая композиционную "калейдоскопичность", стилевую "вычурность" отдельных произведений Вельтмана, все же в целом высоко оценивает его талант. <...> г. Вельтмана самобытен и оригинален в высочайшей степени, он никому не подражает... <...> 8 письме к Е. М. Хитрово от 9 мая 1831 года Пушкин писал: "Посылаю Вам, сударыня, "Странника", которого вы у меня просили. <...> В этой, немного вычурной болтовне чувствуется настоящий талант". <...> И все же, только в советское время Вельтман, его своеобразное творчество, в частности роман "Странник", получили справедливую оценку, как одно из оригинальных достижений реалистической <...>
Рассказчик_причудливый,_остроумный,_оригинальный....pdf
Б. Трубецкой, доктор филологических наук, профессор. Рассказчик причудливый, остроумный, оригинальный... "Книжное обозрение", 23 июня 1978 года OCR Бычков М. Н. А. Ф. Вельтман. "Странник". М., "Наука", "Литературные памятники", 1977. Издание подготовил Ю.М. Акутин. Странной и необычной была литературная судьба писателя Александра Фомича Вельтмана. Бесспорно талантливый и оригинальный писатель (что признавали такие авторитеты, как А. С. Пушкин и В. Г. Белинский), А. Ф. Вельтман подвергался резкому осуждению со стороны литературной критики. В первую очередь за эксцентричную, причудливую, мозаичную архитектонику, композицию первого своего крупного произведения "Странник", за свободное смешение прозы и стихов, за манерность, вычурность стиля, смесь фантастического и реального. А затем, после смерти писателя, стали говорить и писать не только о самобытности его таланта, но и что он оказал влияние на крупнейших русских писателей XIX в. Так, в Лермонтове, Достоевском, Гоголе увидели наследников художественных особенностей Вельтмана, в частности сочетание фантастического и реального. Статья В. Ф. Переверзева была прямо названа: "Предтеча Достоевского". В композиции романа Лермонтова "Герой нашего времени" усматривали следование своеобразию композиции романа "Странник", а в поисках Печориным квартиры для постоя видели сходство с таким же эпизодом в "Страннике". Устанавливали много общего между изображением жизни и поведения молодых офицеров в романе "Странник" и изображением офицерства в "Казаках" и "Севастопольских рассказах". Безусловно, что правильно оценить достоинства и недостатки А. Ф. Вельтмана смог в 30--40-е гг. только В. Г. Белинский, который, не зачеркивая композиционную "калейдоскопичность", стилевую "вычурность" отдельных произведений Вельтмана, все же в целом высоко оценивает его талант. "Талант г. Вельтмана самобытен и оригинален в высочайшей степени, он никому не подражает...". Положительно было отношение к Вельтману, его роману "Странник" и со стороны Пушкина, знавшего Вельтмана еще по Кишиневу. 8 письме к Е. М. Хитрово от 9 мая 1831 года Пушкин писал: "Посылаю Вам, сударыня, "Странника", которого вы у меня просили. В этой, немного вычурной болтовне чувствуется настоящий талант". И, наконец, позже, в другом письме к П. В. Нащокину (от 22 декабря 1832 г.) Пушкин интересуется Вельтманом, его литературной работой. И все же, только в советское время Вельтман, его своеобразное творчество, в частности роман "Странник", получили справедливую оценку, как одно из оригинальных достижений реалистической литературы XIX в. Это нашло отражение в работах 20--30 гг.: В. Ф. Переверзева, Н. К. Пиксанова, З. С. Ефимовой и других, а в послевоенный период в трудах Н. Л. Степанова, Г. М. Фридлендера и других, в том числе молдавских исследователей: Л. Н. Оганян ("А. С. Пушкин и молдавская тематика А. Ф. Вельтмана") и А. С. Киделя ("А. Ф. Вельтман"). Опираясь на эти предшествующие работы, много нового внес в исследование А. Ф. Вельтмана и Ю. М. Акутин -- составитель, комментатор сборника и автор приложенной статьи о А. Ф. Вельтмане. Работая ряд лет над исследованием творчества А. Ф. Вельтмана, изучив неизвестные архивные материалы, проанализировав обстоятельно критическую литературу о писателе, Ю. М. Акутин опубликовал ряд оригинальных научных статей о А. Ф. Вельтмане, введя в научный оборот новое из архивных разысканий, либо позабытое из журнально-газетных публикаций XIX в. Все это дало ему возможность не только дать высококвалифицированный комментарий к опубликованным произведениям А. Ф. Вельтмана, но и правильную оценку творчества писателя, сложного, противоречивого, но в целом, безусловно, значительного художественного явления в истории русского реализма XIX века. Ю. М. Акутин видит основное достоинство романа "Странник" в том, что в нем, как и во всей русской литературе 20--40 гг. XIX в., главной темой является история молодого человека эпохи (Евгений Онегин, Печорин, Бельтов). "Молодой человек этот -- самая значительная фигура литературы XIX в." -указывал М. Горький. Другим значительным достоинством романа "Странник" является, по верному
Стр.1