В.А. Трапезникова Российской академии наук) КОГНИТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК: ИСТИНА И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В МОДЕЛЯХ КЕПЛЕРА И ДЕМОКРИТА (Часть 2) Часть 2. <...> Истина и действительность в атомистическом мире Демокрита из Абдер Принцип познаваемости, высшее воплощение которого реализовано Платоном в понятии идеи, имеет в его учении осмысленную интерпретацию субъективации всеобщего, т.е. существующего вне пространственно-временной локализации (растекающегося, по Платону, в пространстве и времени), и являет собой чистую рациональную объективность. <...> Предметом научного теоретизирования при этом становится структура объективности, элементы которой выступают как мера конкретности научного рассмотрения, а установление их отношении и связей – как мера теоретичности данной науки, т.е. ее содержательности и цельности, полноты и всеобщности. <...> Сам же принцип объективности базируется на представлении о природе вещей, собственно которая и выступает в сознании в качестве определителя всеобщего в объекте. <...> Полани, – неизбежно неоднозначны, ибо их интерпретация будет каждый раз совершенно различной в зависимости от ориентирующих ученого специфических представлений о природе вещей»1. <...> Объективность как принцип сосредоточена у Платона в принципе идеальности – природа вещей объективна и идеальна, а сама идея как 1 Полани М. <...> Сам же принцип объективности действительности и истины как принцип единства и тождества действительного и истинного в осуществлении объективного Платон не придумал сам, а воспринял из учения Демокрита, воплотившего в своей атомистической системе концепцию познания действительности как самодостаточного способа постижения истины: объективность, распавшаяся в атомистике на множество индивидуальных многообразий, впервые в демокритовом учении приобретает возможность концептуального своего осмысления и естественно-научного представления. <...> Как Пифагор, так и Платон нарушают <...>