Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Современные гуманитарные исследования  / №4 (65) 2015

ОЛЬФАКТОРНЫЙ ФОН В РОМАНЕ «ТИХИЙ ДОН» МИХАИЛА ШОЛОХОВА (100,00 руб.)

0   0
Первый авторХоврус
Страниц3
ID438919
АннотацияДанная статья представляет собой наблюдения над моделированием художественной реальности с помощью запаха в известной эпопее лауреата Нобелевской премии. Запах, вкус, цвет, звучание, осязаемость мира являются в представлении автора и в восприятии героев романа Тихий Дон категориями, способными нести в разных ситуациях не только образную, но и нравственно-этическую, психологическую, философскую нагрузку.
Ховрус, П. ОЛЬФАКТОРНЫЙ ФОН В РОМАНЕ «ТИХИЙ ДОН» МИХАИЛА ШОЛОХОВА / П. Ховрус // Современные гуманитарные исследования .— 2015 .— №4 (65) .— С. 55-57 .— URL: https://rucont.ru/efd/438919 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ОЛЬФАКТОРНЫЙ ФОН В РОМАНЕ «ТИХИЙ ДОН» МИХАИЛА ШОЛОХОВА Данная статья представляет собой наблюдения над моделированием художественной реальности с помощью запаха в известной эпопее лауреата Нобелевской премии. <...> Запах, вкус, цвет, звучание, осязаемость мира являются в представлении автора и в восприятии героев романа Тихий Дон категориями, способными нести в разных ситуациях не только образную, но и нравственно-этическую, психологическую, философскую нагрузку. <...> Только словесное искусство использует запах как полноценный художественный материал. <...> Запахи сами по себе почти не обладают самостоятельной символикой. <...> Свои смыслы они получают за счет носителя или источника запаха, а также его интенсивности. <...> Например, сильный запах может являться признаком неумеренности, а тонкий, хрупкий аромат – высокой культуры1. <...> В романе можно выделить целый спектр ольфакторных включений: они маркируют персонажей, являются средством характеристики (например, социальной), создают определенное настроение. <...> Следуя народной традиции, в романе именно с помощью запахов символизируются важнейшие моменты в жизни героев, пограничные ситуации, типа рождения, свадьбы, болезни, смерти. <...> Восприятие запахов героями романа связано, прежде всего, с воспоминаниями и ассоциациями, вызываемыми данными запахами. <...> Шолохов, к примеру, пользуется метафорами: „запах крови”, „запах гари” как знаки войны, революционных потрясений; „запах пота” как знак земледельческого труда. <...> Уже в начале романа, Шолохов использует запахи для описания жены Прокофия Мелехова: отмечая, что ее шелковая шаль „пахла далекими неведомыми запахами”. <...> Запах связан для героев с конкретным человеком, воспоминаниями о нем: Григорий „раздул ноздри”, вздрогнул, т.к. ему показалось, что он на секунду ощутил волнующий „дурнопьяный, тончайший аромат Аксиньиных волос”. <...> Культурные смыслы запахов очень подвижны и зависят от многих факторов. <...> Чужие телесные запахи <...>