Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Современные гуманитарные исследования  / №1 2015

МАТЕРИАЛЫ ПО ЛЕГЕНДАРНЫМ И КУЛЬТОВЫМ КАМНЯМ В НИЖЕГОРОДСКОМ КРАЕ (100,00 руб.)

0   0
Первый авторМаланин
Страниц16
ID438850
АннотацияУже отмечалось, что в Нижегородской области, как и в других регионах России, имелись, имеются и могут выявляться новые культовые и легендарные камни – валуны [62], часть из которых почиталась в дохристианские времена, другим поклонялись в средневековье, но есть почитаемые камни даже сейчас, и о многих из них, как правило, слагались какие-то предания или легенды [44, с. 5–10], хотя, конечно, фольклор может сопутствовать не только именно поклонным, но и простым природным объектам – валунам, возле которых произошли какие-то памятные события, а также выделяющимися своими особенностями (формой, составом, цветом, способностью перемещаться и т.п.).
Маланин, И.Д. МАТЕРИАЛЫ ПО ЛЕГЕНДАРНЫМ И КУЛЬТОВЫМ КАМНЯМ В НИЖЕГОРОДСКОМ КРАЕ / И.Д. Маланин // Современные гуманитарные исследования .— 2015 .— №1 .— С. 13-28 .— URL: https://rucont.ru/efd/438850 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Современные гуманитарные исследования, № 1, 2015 Археология МАТЕРИАЛЫ ПО ЛЕГЕНДАРНЫМ И КУЛЬТОВЫМ КАМНЯМ В НИЖЕГОРОДСКОМ КРАЕ Уже отмечалось, что в Нижегородской области, как и в других регионах России, имелись, имеются и могут выявляться новые культовые и легендарные камни – валуны [62], часть из которых почиталась в дохристианские времена, другим поклонялись в средневековье, но есть почитаемые камни даже сейчас, и о многих из них, как правило, слагались какие-то предания или легенды [44, с. <...> 5–10], хотя, конечно, фольклор может сопутствовать не только именно поклонным, но и простым природным объектам – валунам, возле которых произошли какие-то памятные события, а также выделяющимися своими особенностями (формой, составом, цветом, способностью перемещаться и т.п.) <...> . В настоящей работе приводятся краткие сведения из опубликованных уже материалов, содержащих данные о легендарных и культовых камнях на нынешней территории Нижегородской области (сомнительные случаи оговариваются). <...> Предварительный анализ представленных материалов позволяет утверждать наличие в прошлом и настоящем времени в Нижегородском крае исторических камней различного назначения, использовавшихся (использующихся) и в культовой практике разными этносами (мордвой, татарами, русскими и др.) <...> Некоторые валуны с якобы зарытыми под ними (или рядом с ними) кладами, о чём сообщают письменные источники, не исключено, когда-то были культовыми [79, с. <...> 7], ибо предания о таких объектах могли складываться на основании реальных подношений к камням, включающим самые разнообразные продукты, одежду, ткани, цветы, табак, нательные крестики, птицу, скотину, деньги и т.п. <...> Любопытно, что для извлечения заколдованного клада из-под камня, иногда рекомендовалось «положить на камень 12 голов, хотя бы и куриных» [79, с. <...> Тарасенко считал подобные обряды, существовавшие ещё в глубокой древности, причиной появления преданий о способах взятия заколдованных кладов <...>