МОБИЛЬНЫЕ АССИСТЕНТЫ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ИГОРЬ ГВОЗДИКИН gvozdikin@i-free.com ЕГОР НАУМОВ e.naumov@i-free.com В последнее время все большую популярность набирают приложения, призванные облегчить повседневную жизнь пользователей смартфонов и планшетов. <...> Если первые прототипы виртуальных ассистентов создавались для армии США, то сейчас они доступны широким массам. <...> Свое применение мобильные ассистенты также находят в B2B-сегменте. <...> Их использование не только позволяет компаниям экономить значительные ресурсы, но также способно стать конкурентным преимуществом в глазах клиентов. <...> #4 (46), 2013 CONTROL ENGINEERING РОССИЯ ПРОГРАМНЫЕ ИННОВАЦИИ I 65 Мобильные ассистенты в своем большинстве способны обрабатывать голосовой запрос пользователя и выдавать на него релевантный ответ. <...> Конечно, голосовым управлением различных девайсов сейчас сложно удивить. <...> Роботы, способные выполнять команды по кодовым словам; телевизоры с функцией реакции на голос; дверные замки, узнающие хозяина по его речи… <...> Гораздо сложнее дело обстоит с распознаванием разговорной речи и выделением основной идеи из контекста. <...> Эта проблема особенно остро затрагивает русскоговорящих пользователей. <...> Самый известный сервис из ряда электронных ассистентов — Siri — до сих пор не поддерживает русский язык, хотя первые шаги для этого сделаны с появлением iOS 7 beta. <...> Итак, перечислим, что должен уметь в нашем представлении современный мобильный ассистент: • Распознавать речь. <...> Сюда относятся понимание речи пользователя, идентификация по голосу и другие функциональные особенности. <...> Для этого необходим гибридный анализ, включающий в себя как лексический, так и семантический анализ полученной фразы; выделение основных ключевых слов и определение потребности пользователя из запроса. <...> • Выполнять функциональные задачи, то есть уметь предоставлять релевантную информацию на запрос пользователя. <...> • Синтезировать речь, то есть озвучивать ответы пользователю человеческим голосом <...>