В преподавательский портфель Экономикоматематические модели Teacher’s portfolio Mathematical models in economy ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА № 5 (53) 2014 О. А. Смирнов, канд. физ.-мат. наук, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», smirnovoleg1952@mail.ru С. В. Харитонов, канд. экон. наук, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», skharitonov@mfpa.ru концепция архитектуры информационной системы мониторинга цен на авиабилеты В статье на основе оценки современного состояния и перспектив развития гражданской авиации России проводится анализ предпосылок формирования информационной системы мониторинга цен на авиационные билеты с целью государственного регулирования сферы воздушного транспорта, а также формулируются концептуальные основы архитектуры указанной информационной системы для различных уровней: слоя бизнес-логики, представления данных и доступа к ним. <...> Ключевые слова: информационные системы, гражданская авиация, маршрутная сеть, институциональные условия, цены на авиабилеты, государственное регулирование. введение В оздушное сообщение в Рос сийской Федерации является одним из ключевых факторов обеспечения транспортной доступности для большей части территории России, повышения конку рентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. <...> Географические особенности России определяют приоритетную роль воз душного транспорта в развитии кон курентных преимуществ государства, пре жде всего в реализации его транзитного потенциала. <...> Поэтому развитие доступности авиаперевозок для пассажиров в первую очередь связано с уровнем цен на регулярные авиаперевозки. <...> Уровень цен на авиабилеты зависит от множества факторов — рыночнго поведения авиакомпаний, состояния аэропортовой инфраструктуры, стоимости авиатопливообеспечения, сезонного спроса и взаимозаменяемости с другими видами транспорта. <...> Особенностью ценообразования авиаперевозок является то, что на каждом направлении <...>