Учебно-методические материалы УДК 339.137.22 Фатхутдинов Р. А., докт. экон. наук, академик Академии проблем качества, профессор кафедры Теории и практики конкуренции Московской финансово-промышленной академии, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по качеству, rfathutdinov@mfpa.ru СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 99 1. <...> Различные подходы к определению понятия «конкурентоспособность» в современной литературе Во многих диссертациях, деловой и учебной литературе имеются ссылки на работы Майкла Портера. <...> Портер к основным факторам конкурентоспособности относит эффективность и производитель ность. <...> Безусловно, в конечном счете повышение эффективности позволит в будущем увеличить инвестиции в факторы конкурентоспособности и повысить конкурентоспособность продукта. <...> Ключевое значение здесь имеет сравнительная (в сравнении с конкурентами) оценка уровня способностей субъекта использования своего конкурентного потенциала со стороны его внешнего окружения. <...> Н. К. Моисеева [2] предлагает конку рентоспособность фирмы определять как произведение индексов конкуренто способности по товарной массе и относительной эффективности производст ва, т. е. объединяет, в какой-то мере, причину и следствие. <...> При этом следует различать внешнюю конкурентоспособность товаров на мировых рынках и внутреннюю — на внутреннем рынке. <...> Приведенные виды конкурентоспособности не в полной мере отвечают требованиям системного и комплексного подходов. <...> Современная конкуренция Учебно-методические материалы С одной стороны, рассматриваются товар и конкурентоспособность по ресурсам, а с другой — только один (институты) из десяти интегрированных факторов конкурентоспособности страны. <...> Э. В. Минько и М. Л. Кричевский [8] пишут, что конкурентоспособность опре деляется совокупностью потребительских свойств продукции, необходи мых и достаточных для того, чтобы она в определенный момент времени могла быть реализована по сопоставимым <...>