Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635254)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Ершов

0   0
Первый авторГрушкин
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID4360
Аннотация"Об авторе (Ершов Петр Павлович). Очерк из ""Истории русской литературы"" в 10 томах"
Кому рекомендованоОб авторе
Грушкин, А.И. Ершов : Очерк / А.И. Грушкин .— : [Б.и.], 1953 .— 4 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/4360 (дата обращения: 14.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Петр Павлович Ершов родился 22 февраля 1815 года в селении Безруково Тобольской губернии, где отец его был исправником. <...> После окончания Тобольской гимназии Ершов в 1831 году поступил в Петербургский университет (на философско-юридический факультет). <...> На студенческой скамье в 1834 году Ершовым было написано его основное произведение "Конек-Горбунок", обратившее на себя всеобщее внимание. <...> Конек-Горбунок", вскоре частично напечатанный в "Библиотеке для чтения", а затем вышедший отдельным изданием (в том же 1834 году), быстро завоевал популярность в широких читательских кругах. <...> Уже при жизни Ершова вышло семь изданий сказки. <...> Конек-Горбунок" стал одной из популярных книг едва ли не в каждой грамотной русской семье наряду со сказками Пушкина и баснями Крылова. <...> Образы ершовской сказки, созданные под непосредственным воздействием народного творчества, в свою очередь, вошли в фольклор: в народных сказках, записанных как в Поволжье, так и в Сибири, находят отзвуки и даже прямое влияние "Конька-Горбунка". <...> Оставила свои следы сказка Ершова и в народном изобразительном искусстве. <...> О популярности этого произведения свидетельствуют и многочисленные подражания "Коньку-Горбунку", а также своеобразное использование образов сказки в революционно-демократической поэзии 1905 года. <...> [*] Наконец, следует отметить случаи театрализации сказки Ершова как в балете, так и -- после Октябрьской революции -- в драматическом театре. <...> Ершов скромно жил в провинциальной глуши, учительствуя в Тобольской гимназии и совершенно оторвавшись от литературной среды. <...> Некоторые из этих произведений были опубликованы, но ни одно из них не отличается сколько-нибудь значительными художественными достоинствами. <...> Лирические стихи Ершова написаны в духе эпигонской романтической поэзии 30-х годов. <...> Следует отметить, однако, что и в подражательной, художественно-наивной лирике Ершова звучали ноты общественного протеста. <...> Так, в стихотворении "Желание" (1835 <...>
Ершов.pdf
Стр.1
Ершов.pdf
А. И. Грушкин Ершов Источник: Грушкин А. И. Ершов // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). --М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941--1956. Т. VI. Литература 1820--1830-х годов. -- 1953. -- С. 472--477. Оригинал здесь: Фундаментальная электронная библиотека. Петр Павлович Ершов родился 22 февраля 1815 года в селении Безруково Тобольской губернии, где отец его был исправником. После окончания Тобольской гимназии Ершов в 1831 году поступил в Петербургский университет (на философско-юридический факультет). На студенческой скамье в 1834 году Ершовым было написано его основное произведение "Конек-Горбунок", обратившее на себя всеобщее внимание. "Конек-Горбунок", вскоре частично напечатанный в "Библиотеке для чтения", а затем вышедший отдельным изданием (в том же 1834 году), быстро завоевал популярность в широких читательских кругах. Уже при жизни Ершова вышло семь изданий сказки. "Конек-Горбунок" стал одной из популярных книг едва ли не в каждой грамотной русской семье наряду со сказками Пушкина и баснями Крылова. Образы ершовской сказки, созданные под непосредственным воздействием народного творчества, в свою очередь, вошли в фольклор: в народных сказках, записанных как в Поволжье, так и в Сибири, находят отзвуки и даже прямое влияние "Конька-Горбунка". Оставила свои следы сказка Ершова и в народном изобразительном искусстве. О популярности этого произведения свидетельствуют и многочисленные подражания "Коньку-Горбунку", а также своеобразное использование образов сказки в революционно-демократической поэзии 1905 года.[*] Наконец, следует отметить случаи театрализации сказки Ершова как в балете, так и -- после Октябрьской революции -- в драматическом театре. А между тем сам автор произведения, завоевавшего всенародное признание, уже при жизни был основательно забыт. Ершов скромно жил в провинциальной глуши, учительствуя в Тобольской гимназии и совершенно оторвавшись от литературной среды. В 1869 году "Санкт-Петербургские ведомости" сообщили читателю, что в Тобольске скончался автор известного "Конька-Горбунка". По свидетельству современника, эта заметка многих повергла в недоумение: об Ершове никто не помнил, его считали уже давно умершим. [*] - См. "Конек-Скакунок" Басова-Верхоянцева. Показательно, что популярность этой революционной переделки "Конька-Горбунка" заставила царское правительство на всякий случай обрушиться и на распространение самой сказки Ершова, ранее не вызывавшей особых подозрений. Помимо "Конька-Горбунка", Ершов написал ряд лирических стихотворений, поэму "Сузге", несколько драматических сцен, рассказов и сказок в прозе. Некоторые из этих произведений были опубликованы, но ни одно из них не отличается сколько-нибудь значительными художественными достоинствами. Лирические стихи Ершова написаны в духе эпигонской романтической поэзии 30-х годов. Следует отметить, однако, что и в подражательной, художественно-наивной лирике Ершова звучали ноты общественного протеста. Так, в стихотворении "Желание" (1835), в значительной степени навеянном пушкинским "Узником", Ершов писал: О, дайте мне крылья! О, дайте мне волю! Мне тошно, мне душно в тяжелых стенах!.. Ни чувству простора, ни сердцу свободы, Ни вольного лёту могучим крылам!.. О, долго ль стенать мне под тягостным гнетом? Аналогичные ноты звучат в стихотворениях "Молодой орел" (1834) и "Русская песня" (1835). Характерно для Ершова и увлечение сибирскими этнографическими мотивами. Особенно любопытно в этом отношении стихотворение "Тимковскому" (1834--1835), при жизни Ершова не напечатанное. О задачах изучения Сибири здесь говорится, как об исторически значительном подвиге, который должен противостоять "козням зла" и воскресить "величье древних дней". Как явствует из этих стихов и воспоминаний современников, Ершов окружал задуманный им и оставшийся неосуществленным грандиозный план краеведческих работ каким-то особым романтическим ореолом -- он утопически мечтал о широкой просветительской миссии, мечтал "огнем гражданства озарить" сибирские "пустыни" и
Стр.1