А. И. Грушкин
Ершов
Источник: Грушкин А. И. Ершов // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. Ин-т рус.
лит. (Пушкин. Дом). --М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941--1956.
Т. VI. Литература 1820--1830-х годов. -- 1953. -- С. 472--477.
Оригинал здесь: Фундаментальная электронная библиотека.
Петр Павлович Ершов родился 22 февраля 1815 года в селении Безруково Тобольской губернии,
где отец его был исправником. После окончания Тобольской гимназии Ершов в 1831 году поступил в
Петербургский университет (на философско-юридический факультет). На студенческой скамье в 1834
году Ершовым было написано его основное произведение "Конек-Горбунок", обратившее на себя
всеобщее внимание.
"Конек-Горбунок", вскоре частично напечатанный в "Библиотеке для чтения", а затем вышедший
отдельным изданием (в том же 1834 году), быстро завоевал популярность в широких читательских кругах.
Уже при жизни Ершова вышло семь изданий сказки. "Конек-Горбунок" стал одной из популярных книг
едва ли не в каждой грамотной русской семье наряду со сказками Пушкина и баснями Крылова.
Образы ершовской сказки, созданные под непосредственным воздействием народного творчества,
в свою очередь, вошли в фольклор: в народных сказках, записанных как в Поволжье, так и в Сибири,
находят отзвуки и даже прямое влияние "Конька-Горбунка". Оставила свои следы сказка Ершова и в
народном изобразительном искусстве. О популярности этого произведения свидетельствуют и
многочисленные подражания "Коньку-Горбунку", а также своеобразное использование образов сказки в
революционно-демократической поэзии 1905 года.[*] Наконец, следует отметить случаи театрализации
сказки Ершова как в балете, так и -- после Октябрьской революции -- в драматическом театре. А между
тем сам автор произведения, завоевавшего всенародное признание, уже при жизни был основательно
забыт. Ершов скромно жил в провинциальной глуши, учительствуя в Тобольской гимназии и совершенно
оторвавшись от литературной среды. В 1869 году "Санкт-Петербургские ведомости" сообщили читателю,
что в Тобольске скончался автор известного "Конька-Горбунка". По свидетельству современника, эта
заметка многих повергла в недоумение: об Ершове никто не помнил, его считали уже давно умершим.
[*] - См. "Конек-Скакунок" Басова-Верхоянцева. Показательно, что популярность этой
революционной переделки "Конька-Горбунка" заставила царское правительство на всякий случай
обрушиться и на распространение самой сказки Ершова, ранее не вызывавшей особых подозрений.
Помимо "Конька-Горбунка", Ершов написал ряд лирических стихотворений, поэму "Сузге",
несколько драматических сцен, рассказов и сказок в прозе. Некоторые из этих произведений были
опубликованы, но ни одно из них не отличается сколько-нибудь значительными художественными
достоинствами.
Лирические стихи Ершова написаны в духе эпигонской романтической поэзии 30-х годов. Следует
отметить, однако, что и в подражательной, художественно-наивной лирике Ершова звучали ноты
общественного протеста. Так, в стихотворении "Желание" (1835), в значительной степени навеянном
пушкинским "Узником", Ершов писал:
О, дайте мне крылья! О, дайте мне волю!
Мне тошно, мне душно в тяжелых стенах!..
Ни чувству простора, ни сердцу свободы,
Ни вольного лёту могучим крылам!..
О, долго ль стенать мне под тягостным гнетом?
Аналогичные ноты звучат в стихотворениях "Молодой орел" (1834) и "Русская песня" (1835).
Характерно для Ершова и увлечение сибирскими этнографическими мотивами. Особенно
любопытно в этом отношении стихотворение "Тимковскому" (1834--1835), при жизни Ершова не
напечатанное. О задачах изучения Сибири здесь говорится, как об исторически значительном подвиге,
который должен противостоять "козням зла" и воскресить "величье древних дней". Как явствует из этих
стихов и воспоминаний современников, Ершов окружал задуманный им и оставшийся неосуществленным
грандиозный план краеведческих работ каким-то особым романтическим ореолом -- он утопически
мечтал о широкой просветительской миссии, мечтал "огнем гражданства озарить" сибирские "пустыни" и
Стр.1